обсуждения, и осуждения со стороны окружающих. Само сознание героини словно наполнено
другими людьми, что проявляется в частности в постоянной имитации, передразнивании,
пересказе речи других лиц.
Повествование в "красивых" текстах при этом нередко ведется от лица героини в форме
воспоминания о произошедших с ней событиях В кинофильмах этого типа герой (героиня)
комментирует происходящее с ним (ней) в сторону, как это бывает иногда на театральной сцене.
Такое комментирование создает эффект театральности и эффект присутствия столь
необходимого им зрителя.
Родственники
Эта же несамодостаточность приводит и к тому, что у героини "красивых" текстов есть
сестры, братья, кузины, дяди, тети, бабушки, дальние родственники, подруги, и, конечно,
недоброжелатели
Страдания
Героиня часто испытывает унижения, страдания. По ходу развития сюжета ее
оскорбляют, издеваются над ней. И она, естественно чувствует себя несчастной, страдающей,
гонимой.
Одним из немногих русских писателей, писавших "красивые" тексты, был Н.С.Лесков. О
его поведении (как человеческом, так и писательском) Д.С.Лихачев сказал, что "он был
оскорблен и оскорблял сам", что вполне укладывается в модель поведения истероидной
личности.
Герой "Левши" - неубранный (плохо одетый) и в пыли тульский мастер становится
известным государю за то, что смог подковать блоху. Попадая в Лондон, он
также оказывается там в центре внимания. По возвращении без тугамента (без
документа-паспорта) в Россию, он как неведомого сословия оказывается
ЩЫ& ограбленным и избитым и умирает в коридоре больницы. Фрейм незнатного рода,
но благородный человек страдает от оскорблений' проявляется в этом тексте в
полной мере.
Как правило, с героиней происходят трагические события, которые
меняют ее (его) жизнь в худшую сторону (автомобильная катастрофа в начале
карьеры Клайда Гриффитса из "Американской трагедии" Драйзера; попадание в
плен путников дилижанса в повести Мопассана "Пышка").
Но иногда они могут и улучшать положение
(заболевание певицы, вместо которой выступает, к примеру, героиня кинофильма "Мое
последнее танго" - частое начало оперетт).
Манерности поведения героини сопутствует провокационность ее сексуального
поведения. Быстрая перемена настроения не позволяет ей, однако, оставаться последовательной,
а лишь превращает в ее сознании истолкование адекватной (для мужчины) реакции как
домогательства и преследовании.
Мало кто из читателей данной книги, прочитав нижеследующий отрывок, сможет угадать
его автора.
Мадемуазель, - обратился к ней чрезвычайно почтительным тоном Роден, - вы,
несомненно, обманываете меня, представившись мне как ищущая место служанки. Это никак не
вяжется ни с вашим прекрасным сложением, ни с вашей нежной кожей, ни с вашими сияющими
глазами, ни с вашими великолепными волосами. Ваша безупречная манера общения,
безусловно, превосходит то, что необходимо особам идущим в услужение. Нет, мадемуазель,
столь щедро одаренная природой, вы не можете быть жертвой роковых обстоятельств, вы не из
tiiex. кому пристало выслушивать приказания, скорее я могу ждать от вас распоряжений и с
готовностью исполнить их.
|