Несмотря на явную принадлежность к "красивому" тексту, такому цп первый взгляд
нежному и романтичному, данный отрывок взят из романа Донасьена Альфонса Франсуа де
Сада "Новая Жюстина". Не рассматривая в целом вопрос об эротике в литературе (Бутенко 1997,
114), отметим, что тексты маркиза де Сада носят явно эпатаж-ный характер.
Животные
Помимо того, что в "красивых" текстах присутствует много животных, достаточно
обычным для речевого поведения его персонажей является сравнение людей с животными:
Перескочив через овраг, они с мустангером поскакали рядышком;
совсем спокойно, как два барашка.
(М.Рил "Всадник без головы").
Пажи, нарядные, словно бабочки,...
(Твен "Принц и нищий").
По коридорам пронеслось пчелиное жужжанье:
-Принц! Смотрите, принцидет\
(Твен "Принц и нищий").
К тому же часто встречается использование названия животных в качестве оскорбления
человека.
-
Собака'. - свирепо прошипел "благородный южанин ". - Проклятая ирландская
собака! Я отправлю тебя (обращается он к мустангеру - В. Б.) выть в твою конуру! Я...
Достав нож, он швырнул его в противоположный угол и сказал:
-
Для этой расфуфыренной птицы он мне не нужен - я покончу с ним (с мустангером
-В. Б.) первым же выстрелом.
(М.Рид "Всадник без головы").
Объяснения тому, что сравнение с животными особенно часто именно в "красивых"
текстах, в психиатрической литературе мы не нашли.
При том, что в мире "красивых" текстов вообще очень большая населенность
животными, автор нередко выбирает тему, связанную с ними и местами их обитания.
По опушкам лесных зарослей скрывается тощий техасский волк, одинокий и
молчаливый, а его сородич, трусливый койот, рыщет на открытой равнине с целой стаей своих
собратьев. В этой же прерии где рыщут свирепые хищники, на ее сочных пастбищах пасется
самое благородное ч прекрасное из всех животных, самый умный из всех четвероногих друзей
человека - лошадь. Здесь живет она, дикая и свободная, не знающая капризов человека... Но
даже в этих заповедных местах ее не оставляют в покое. Человек охотится за ней и укрощает ее.
(М.Рид "Всадник без головы").
Подобные характеристики применяются как к животным, так и к людям.
Цвет
В "красивых" текстах высока частотность слов с обозначением цвета предмета.
Так, в повести "Чучело" очень частотны светлые тона (светлое тиыпо, светлая фигура,
белые глаза, зайка беленький, белая стена); очень светлые (прозрачно-белая рубаха, шрам на
щеке вспыхнул ослепительно-белой полосой, ослепительно-светлая фигура, ослепительно-полые
мундиры); и близкие к нему (золотые горы, сапоги с золотыми и серебряными шпорами,
королева с раззолоченного трона, сверкающие диадемы). Часто упоминается красный цвет и его
оттенки (ярко-красные угли, ярко-красные пятна на лице, красноватые лучи солнца, красновато-
синий цвет неба, новое красивое-красивое розовое платье, серовато-розовый цвет угасающего
дня).
Другие цвета встречаются реже (синие глаза, мерцающе-синие угли, зеленая кошка). В
целом же во всем тексте видение мира цветное (веселая, нарядная толпа; веселые, многоцветно
раскрашенные домики). Именно это - яркость, нетусклость предметов - является
|