отличительной чертой колористики "красивых" текстов.
(На стойке - В. Б.) красуются полочки, уставленные графинами и бутылочками,
содержащими жидкость не только всех цветов радуги, но всевозможных их сочетании.
(М.Рид "Всадник без головы").
Скорее всего эту функцию яркости выполняют и прилагательные с семой 'блестящий' и
даже 'свет', характерные прежде всего для "светлых" текстов:
Лед. вино и вода, переливаясь из стакана в стакан, искрятся ч создают что-то вроде
радужного сияния за его плечами или же ореол, окружающий его напомаженную голову.
(М.Рид "Всадник без головы").
Он был под огнем двадцати прекрасных глаз - некоторые из них сияли, как звезды.
Вспомните, что среди них были глаза Луизы Пойндесктер. ч едва ли вы будете удивляться
желанию мустангера блеснуть.
(М.Рид "Всадник без головы").
Что касается реализации таких категорий, как 'время' и 'пространство', то о них можно
сказать следующее.
Пространство
События в "красивом" тексте происходят, как правило, в двух местах - в красивом
{замок, вилла, курорт) и/или некрасивом (хижина, провинция, маленький городок).
Особенно большое место уделяется зданию. Это и общее наименование: здание, усадьба,
форт, жилище, хижина, замок, король, каземат, постройка, архитектура, казарма, крепость,
поместье, квартира, монастырь, гостиница, таверна, клуб, биржа, чющадь, кабачок, бар,
гарнизон, бивуак, палатка. И называние частей дома: навес, крыша, мебель, пол, утварь,
кухонный, двор, порог, фундамент, фасад, труба, фонтан, стиль архитектурный, расположение.
И описание того, что внутри дома: лестница, коридор, столовая, гостиная, мозаика (мозаичный),
помещение, буфет, стойка, полочки, внутри. И описание комнаты: табурет, ковер, кровать, стол,
постель, полка, сундучок, подстилка, сиденье, одеяло, кресло, зеркало, диван, обстановка,
убранство.
Вспомнив о том, что З.Фрейд называл "женской комнатой", отметим, что важное место в
"красивом" тексте занимает преграда, ограда, ограждение, ловушка, вход, дверь, решетка,
ограда, парапет, стена, ворота, загон, жерди, изгородь, овраг; используются глаголы окаймлять,
окружать.. По-видимому, это выполняет функцию социального запрета на импульсивные
действия.
Так, несчастного принца сразу отбросили за ограду, куда он потом с трудом попадает
(Твен "Принц и нищий"), "Том Сойер" начинается с покраски забора. Мустангер окружает себя
от змей веревкой (М.Рид "Всадник без головы").
Существенно также отметить, что, когда героиня перемещается в пространстве, акцент
делается не на движении, а на изменении ее социального статуса (напр., при ее переезде из
столицы в провинцию или наоборот). Говоря метафорически, основное измерение "текстового"
пространства "красивого" текста это ситуация. Она, в свою очередь, либо необычная, либо
трагическая.
Время
Изменения во времени в "красивом" тексте не акцентируются. Даже если события
отделены временными промежутками ("Прошло А лет"), то акцент делается не на этом, а на
изменении психологического статуса героини, либо упоминается, что она повзрослела, либо
говорится, что все это время глубоко страдала. Тем самым, "текстовое" время "красивого" текста
- это время волнений, переживаний и страданий героини. Обычно время определяется как
промежуток между разными состояниями объекта. В "красивом" тексте - это промежуток между
разными психологическими состояниями субъекта ("Возникшие было у него подозрения,
|