1972, 8). Но семантика данного текста основана на описании грусти (чередующейся с мигом
веселия), и тем самым весь текст несет в себе именно это состояние.
_______________________
Мы допускаем существование весело красивых текстов но не допускаем напич весело
темных как не обладающих психической реальностью.
__________________________________
И здесь мы сошлемся на точку зрения Эйзенштейна, который, как и Л Толстой (с ним, по-
видимому, и спорили ученые), считал, что искусство есть "заражение чувствами" с помощью
"внешних знаков" (Толстой 1985, 65, Жолковский, Щеглов 1996, 12).
К "печально веселым" текстам можно отнести такие
произведения Пушкина, как "Пиковая дама" (где есть воспоминание о
молодости и смерть графини, денежный выигрыш и проигрыш
,,*:Л*?\'*-: <
Германна), "Дубровский" (где героя принимают за более значительное лицо и есть такие
семантические компоненты как 'смелость' в сценах с убийством медведя и при
гГопытке похищения Маши, 'удача' в разбое и грабежах Дубровского, а также 'потеря'
земли, дома, денег, невес ты); и
9
V
- *" Даже "Сказка о рыбаке и рыбке" (где есть
'нищета', 'неожи данное * богатство' и снова 'нищета' - разбитое корыто).
Отдельно следует упомянуть о "Евгении Онегине" В тексте есть
описание молодости герою, в кабинете которого висит портрет Байрона (тексты последнего мы
ранее отнесли к "печальным"), осьмнадцать лет, есть и 'сожаление об упущенном счастье'.
"Величайшая ошибка в его жизни, полагает А.Д.Чегодаев, то, что он не принял всерьез
любви Татьяны. Ему приходится тяжело за это расплачиваться Пушкин становится прямо
безжалостным, наглядно показывая, как оказалось невозможным вернуть упущенное. Роман
Пушкина - на редкость грустное (sic! - В.Б.), глубоко трагическое произведение" (Чегодаев 1989,
132 133).
Характерно, что многие герои "печальных" текстов не только молоды, но и смелы, и
сильны.
Так, схватка юноши - героя поэмы "Мцыри" Лермонтова с лесным барсом является
когнитивным эквивалентом маниакальной фазы циклоидного состояния (или МДП) Просит,
чтобы "сильнее грянула буря", лирический герой лермонтовского же "Паруса" Обладает
большой силой пушкинский Балда ("Сказка о попе и его работнике Балде"), юный царь Гвидон
("Сказка о царе Салтане"), Руслан ("Руслан и Людмила"), убивает медведя Дубровский.
Этот компонент "веселых" текстов почти всегда встречается в "печальных".
Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться
Зажжем огни, нальем бокалы
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы
(Пушкин "Пир во время чумы").
'Нищета ' в таких текстах соседствует с 'богатством ': Пехотный капитан сильно поддел
меня (в карты - В. Б.)... и все обобрал, - говорит в начале пьесы Хлестаков, уезжая из городка
почти с 1500 рублями.
(Гоголь "Ревизор").
Так и не выигравший Герман все время мечтает о деньгах:
Когда сон им овладел, ему пригрезились карты... кипы ассигнаций и груды червонцев.
Он... выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман.
Проснувшись... он вздохнул о потере своего фантастического богатства.
(Пушкин "Пиковая дама").
К числу "печальных" с наличием "веселых" символов отнесем и текст романа "The
'!
¦'
¦«
Г
&
|