рядом личностных особенностей, отличающих их от нелюбителей. В частности, у них
повышенные оценки по факторам депрессия, интрапсихическая неупорядоченность, фобии,
шизоидность, и сниженные по общей активности, ответственности. Тем самым, любители
фантастики отличались от не-читателей фантастики, но были близки писателям научной
фантастики, для которых был характерен высокий уровень тревожности, нестандартность и
неупорядоченность поведения (Drevdahl, Cattel 1958). Существенным оказались лишь различия
по фактору доми-нантности - писатели были значительно стеничнее читателей в целом, которые
оказались ипохондричны.
В результате наших экспериментов гипотеза Геннекена была уточнена и
переформулирована в виде двум гипотез:
а)
Писатели и читатели определенного литературного жанра обладают некоторыми
сходными чертами психики, отличающими от писателей и читателей другого литературного
жанра;
б)
Существуют особенности психики, отличающие писателей вообще от читателей в
целом. Используя термины Геннекена, можно сказать, что "творческая способность" имеет
качественное отличие от "воспринимающей способности".
Нами также был проведен эксперимент с применением "Проективного литературного
теста" (описание см. Белянин 1988, 89-106). Поскольку в настоящее время идет работа по
переложению "Проективного литературного теста" в компьютерную версию (в рамках
экспертной системы VAAL, созданной В.И.Шалаком), мы отметим самое главное: эксперимент
показал, что читатели оценивают художественный текст как в зависимости от эмоционально-
смысловой доминанты текста, так и от своих личностных характеристик.
Поскольку рассмотрение рецептивного аспекта художественного текста уже
осуществлено в ряде наших работ (Белянин 1992, 1996) и этому будет посвящена следующая
наша монография, приведем лишь фрагменты из описаний личностей читателей, полученных
нами экспериментально.
11.3 Проективный литературный тест
Проективный литературный тест (ПЛТ) создан в парадигме типологии личности,
существующей в традициях российской и германской психотерапевтической школы, под
руководством Л.Т.Ям-польского в 1983 г. Первая компьютерная версия осуществлена
В.И.Шалаком в 1997 г. Ключи к ПЛТ никогда не публиковались в открытой печати.
Этот тест представляет собой набор небольших текстов, созданных на основе реальных
произведений художественной литературы. В частности, в ПЛТ представлены как основные
типы текстов: "веселые", "светлые", "красивые", "темные", "сложные", "печальные", так и
дополнительные, выделенные на основе факторизации результатов пилотажного эксперимента:
"необычные" (истероидность и шизоидность), "интенсивные" (антисоциальность), "усталые"
(неврастения), "трудные" (психастения), "бессмысленные" (депрессив-ность и эпилептоидность).
Из отобранных первоначально 250 текстов было оставлено 80, наиболее ярко
представлявших 8 разных типов текста. По условиям эксперимента произведения не должны
были быть известны испытуемым. Это вызвало привлечение и малоизвестных текстов. Затем
содержание отобранных текстов было сжато в соответствии с их доминантой до размеров
высказываний-микротекстов.
Конечно, отсутствие стандартизированных процедур компрессии художественных текста
делает необходимой использование такого "объективного критерия" компрессии, как интуиция.
Так, теоретически трудноосуществимое сжатие художественного текста с легкостью, однако,
совершается нами каждый раз, когда мы пересказываем содержание прочитанного произведения
человеку, его не читавшему. При этом мы почти всегда имеем возможность убедиться в
справедливости утверждения Н.И.Жинкина, который писал: "В конечном счете во всяком
тексте, если он относительно закончен и последователен, высказана одна мысль, один тезис,
|