выяснения психологического "механизма", который по его мнению,
заложен в самой натуре писателя. Он проводит разграничение писателей
не по их художественному методу, а по характеру истоков их творчества,
самой психологии процесса творчества, независимо от того, к какому
направлению принадлежит писатель" (Осьмаков 1981, 59).
Общеизвестна концепция Шиллера,
который при рассмотрении художественного метода выделял наивную и
сентиментальную поэзию. По его мнению, если художник стремится к наиболее полной
передаче действительности, то его поэзию можно назвать "наивной"
Поэзия другого рода дает непосредственное изображение идеала Шиллер называл ее
"сентименталической". Если наивный поэт воспроизводит предмет, "сентименталический"
передает свое впечатление от этого предмета.
"Все поэты, - писал он, - принадлежит либо к наивным, либо к сентиментальным - в
зависимости от того, к чему склоняется эпоха, в которую они расцветают, и от того, как влияют
на все их развитие и на преходящие состояния их души случайные обстоятельства" (Шиллер
1957, Т.6, 404).
При этом, как отмечают исследователи его эстетической концепции, "речь не идет о
противопоставлении античного и нового искусства (...), не о различии по жанрам, а только о том,
как (непосредственно или опосредованно) воплощаются в художественном произведении
мировоззренческие идеи художника" (цит. по: Эстетика 1989, 401).
Взгляды, изложенные Шиллером в отношении типов текстов, развил позже французский
эстетик Реми де Гурмон. "Есть два вида стилей, - писал он. - Они отвечают двум большим
классам людей: визуальным и эмотивным. Визуальные создают воспоминание от увиденного в
форме более или менее сложного образа; эмотивныи будет вспоминать только чувство,
возбужденное у него увиденным" (Gourmond 1902, 33).
Юнг в статье "Психоанализ и литература" определяет два типа художников -
психологический и визионарный. Психологический тип, по его гипотезе, основывается лишь на
сознательном отражении жизни через свой личный опыт. Визионарный тип художника отражает
опыт коллективного бессознательного, или архетипа, и лежит вне чувственного и сознательного
опыта, хотя и осуществляемого посредством индивидуального видения. Представление о
творчестве визионарного художника могут дать, по мнению Юнга, такие произведения, как
"Божественная комедия" Данте, вторая часть "Фауста" Гете, оперы Вагнера. "Визионарные"
произведения как бы и не творятся художником, а "проходят над ним, как лавина": рука его "как
бы захвачена, его перо пишет вещи, которые его дух обнаруживает с изумлением... Он сознает,
что стоит под своим произведением, или по меньшей мере рядом с ним, словно вторая персона,
попавшая в сферу влияния какой-то чужой воли" (цит. по: История 1986, Т. 5, 50).
В работах "Психология искусства" (1923) и "Поэтика" (1923) Р.Мюллер-Фрейнфельс
исходил, с одной стороны, из фрейдистского представления о художественном произведении
как явлении, родственном сновидению, с другой стороны, из предположения о соответствии
психического типа писателя и его литературного стиля.
Вслед за многими другими исследователями Мюллер-Фрейнфельс указывал на
существование двух типов художников слова - "поэта воплощающего" и "поэта выражения". Для
воплощающего (или объективного) типа писателя материалом творчества служат переживания,
при которых чувственный символ отходит на второй план. Читателя здесь пленяет произведение,
а не его автор (таковы, по мнению исследователя, Шекспир, Шиллер, Бальзак, Золя, Мопассан).
Поэт выражения (субъективный), по мнению исследователя, "насквозь пропитан
субъективизмом" и никогда не создает истинного художественного произведения.
А.Прието разделял все романы на две большие категории - открытый и закрытый.
Отмечая, что эти категории взаимосвязаны, к открытым романам он относит такие, где
"преобладает внутренний мир человека и автор противостоит самому себе как объективной
|