Подобные высказывания подтверждают обусловленность процессов художественного
творчества бессознательными процессами. При этом очевидно, что часть аспектов, относимых к
эстетике художественного текста, обусловлена возможностью построения текста по законам
индивидуальной психологии и в рамках индивидуального семантического пространства,
ограниченного акцентуацией авторского мироощущения.
Глава четвертая "Темные" тексты
По нашим наблюдениям, "темные" тексты встречаются в современной литературе
наиболее часто. Именно поэтому в работе им уделено так много внимания.
4.1. Типичный темный текст
Начало повести Валентина Катаева "Сын полка" дает наглядное представление о
"темном" тексте:
"Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из
черных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.
Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал
туман.
Лес был смешанный. То в полосе лунного света показывался непроницаемый черный
силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая
колоннада берез; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, тонко рисовались голые ветки
осин, уныло окруженные радужным сиянием.
И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая и заставляет
воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича, огромные
лапы лешего, избушку на курьих ножках - да мало еще что!
Но меньше всего в этот глухой, мертвый час думали о красоте чащи три солдата,
возвращавшиеся с разведки.
Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. А задание это
заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.
Работа была трудная, очень опасная. Почти все время пробирались ползком. Один раз
часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте - в холодной, вонючей грязи,
накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными желтыми листьями.
Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек. Но самое тяжелое было то, что ни разу не
удалось покурить. Луна тоже сильно мешала. Идти приходилось очень медленно
гуськом, метрах в тринадцати друг от друга, стараясь не попадать в полосы лунного
света, и чере
пять шагов останавливаться и прислушиваться.
1§Ш
ч
i
Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным
f
V
движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас
*Ш% останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к
''%' земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились: махнет
Щ% рукой вперед - все двигались вперед; покажет назад - все медленно
', ¹
¦*¦<?
пятились назад.
%
Хотя до переднего края уже оставалось не больше двух
километров, разведчики продолжали идти все так же осторожно, осмотрительно, как и раньше.
Пожалуй, теперь они шли еще осторожнее, останавливались чаще. Они вступили в самую
опасную часть своего пути". Необходимо отметить следующее. При всем сходстве с
"активными" текстами, где герои также должны проявлять осторожность, эмоциональный ореол
"темных" текстов оказывается значительно более "мрачным". Сопутствующая тексту
'озлобленность' является производной от иного психологического состояния, нежели 'кон-
фликтность' "активного" текста.
ез каждые
|