Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 151 
Next page End  

В тексте нами подчеркнуты слова следующих семантических категорий:
1)
'большой' (громадный, огромный, многоэтажный, большая точность, не больше двух
километров);
2)
'маленький' (мало, словечко, ножки, меньше всего думать о);
3)
'дело' (выполнить задание, опасный!;
4)
'замирание' (останавливаться, замирать, мертвый лес);
5)
'низ' (ложиться, лежать, неподвижно пролежать, ползком, пробираться, земля, леший);
6)
'вода' (сыро, болото, чай, грязь);
7)
'луна' (лунное небо, лунный свет),
8)
'сумрак' (туман, осенняя ночь, черный, унылое,
9)'запах'(вонючая грязь)
Каждый их этих элементов закономерен для "темных" текстов и получит объяснение в
последующих параграфах.
Смысл жизни, представленный в "темном" тексте, состоит в том, чтобы делать свое дело
и бороться с врагами, которые умны и опасны. Жизнь тяжела и неприятна. Человек нередко
становится игрушкой в руках враждебных сил. Он, возможно, не все понимает, но может многое
заметить и многое умеет делать своими руками.
Для "темного" текста характерно наличие более жесткой, чем в "активном" тексте,
оппозиции добра и зла. Если в "активном" тексте враг - это бывший друг, предатель, то в
"темном" тексте враг - умный и опасный. Враг несет зло, которое может состоять в том, что он
обижает маленького, соблазняет невинную, изобретает смертоносное оружие, проводит опасные
опыты над людьми и т.п. Добро состоит не только в том, чтобы делать свое дело, но и убить
умного (очень умного, ум которого несет вред) и опасного врага. В "темном" тексте могут быть
и антигерои — существа без памяти, марионетки, зомби, подвластные чужой (как правило, злой)
воле.
Время в "темных" текстах "импульсивно"; пространство обладает способностью
сжиматься.
Среди "темных" текстов можно выделить несколько подвидов, "собственно темные",
"простые"'), "жестокие", "вязкие", "щемящие", "вычурные", "разорванные". Они несколько
отличаются друг от друга, однако не так значительно, как от других типов текстов.
Для того, чтобы логика дальнейшего изложения была ясна, следует сказать, на какой
доминанте психологического порядка базируется эмоционально-смысловая доминанта
"темного" текста.
Еще Ломброзо полагал, что в целом "мания писательства есть не только своего рода
психиатрический курьез, но прямо особая форма душевной болезни" (Ломброзо 1892, 6). По его
мнению, вся художественная литература создается людьми упорными, настойчивыми,
способными на длительное и подчас многократное переписывание своего текста, людьми,
готовыми к мелочной и детальной проработке каждого своего абзаца, каждого написанного
предложения (там же, 21, 27). А это, в свою очередь, коррелирует с определенной мрачностью и
угрюмостью характера, с некоторыми другими характерологическими чертами личности
писателя.______________________________________________________________________
В нашей монографии (Белянин 1988) и докторской диссертации (Белянин 1992) "темные
тексты имели название "простые". Название 'темные" как более адекватное было предложено
МариейСанчесПуигв1995г.
_______________________________________________________
Вряд ли можно согласиться с тем, что в основе всего литературного творчества лежит
только одна личностная особенность. Разнообразию типов литературных направлений, жанров и
школ соответствует такое же разнообразие психологических типов личностей писателей.
Эмоционально-смысловая доминанта "темных" текстов базируется на психических
состояниях, схожих с теми, которые возникают при эпилепсии. В психиатрической литературе
Hosted by uCoz