Вот как, например, характеризуется героиня повести Б.Лавренева "Сорок первый" Мария
Басова-Марютка:
"Круглая рыбачья сирота Марютка, из рыбачьего поселка ... С семилетнего возраста
двенадцать годов просидела верхом на скамье, вспарывая серебряно-скользкие сельдяные
брюха. А когда объявили набор добровольцев в Красную гвардию, встала и пошла записываться
в красные гвардейцы. Сперва выгнали, после, видя неотступно ходящей каждый день,
погоготали и приняли красногвардейкой.
Марютка - тоненькая тростиночка прибрежная .... Главное в жизни Марюткиной -
мечтание. Очень мечтать склонна и еще любит выводить косо клонящимися в падучей (sic! -
В.Б.) буквами стихи.
Несла стихи в редакцию ... (В редакции стихи читали - В. Б.) и рот (секретаря - В. Б.)
расползался от несдерживаемого гогота, и сотрудники (тоже - В. Б.) ... катались по
подоконникам.
Стихи Марютке не удавались, но из винтовки в цель садила с замечательной меткостью."
Как известно, благодаря своему умению стрелять она и убила своего возлюбленного
гвардии поручика Говоруху-Отрока.
В сказке для детей Р.Киплинга "Слоненок" рассказывается о маленьком слоненке,
который был необычайно любознателен и приставал ко всем с вопросами. В частности, его
интересовал вопрос о том, что едят на обед крокодилы. Вместо ответа на этот вопрос, он
постоянно получает колотушки. Попав с помощью птицы Колоколо в то место, где живут
крокодилы, слоненок не узнает крокодила, цветом и формой похожего на бревно, и задает ему
свой обычный вопрос. И здесь вместо ответа (коммуникативный провал, также частый в
"темных" текстах) крокодил хватает слоненка за нос и пытается втащить его в воду. Слоненок
отчаянно упирается. Обретя таким образом хобот, слоненок расправляется со своими
обидчиками:
"И так разошелся этот сердитый слоненок, что отколотил всех до одного своих милых
родных. Он выдернул из хвоста у долговязой тетки Страусихи чуть не все ее перья, он ухватил
длинноногого дядю Жирафа за заднюю ногу и поволок его по колючим терновым кустам; он
разбудил громким криком свою толстую тетку Бегемотиху, когда она
ф
, ®^ спала после обеда, и стал пускать ей прямо в ухо пузыри, но никому
Ш ИГ. 0 не позволял обижать птичку Коло-коло ".
U
Щ
Тем самым, простой герой, испытавший унижения, готов
f'fi/wX* N в
мстить тем, кто его унижал. Отметим в этой связи, что именно по
d&MWMm кой модели построено множество сценариев популярных
^WK/f #fe кинобоевиков.
г
?
ЩЪ
¹. JT
Достаточно часто целью такой борьбы является стремление
* ««и»
V
¥» уничтожить врага. Характерно, что модель борьбы реализуется тут
иначе, чем в "активных" текстах, более жестко: 'бороться против
сильного надо с помощью обмана, хитрости и жестокости'.
В качестве примера приведем эпизод из романа В.Дудинцева "Белые одежды", когда
один из персонажей (академик Светозар Алексеевич Посошников) советует главному герою
(Федору Ивановичу Дежкину), как бороться с врагом - академиком Касьяном:
"Касьян ... ночью нападает. Какую дилемму он ставит'.' Сдавай научные позиции.
Капитулируй на милость сатаны. Или - бери в руки его же оружие и падай, как будто убит,
притворись. И когда рогатый, приученный к нашей искренности, подойдет, чтоб пописать на
тебя, пнуть ногой, восторжествовать поражай его в пах. И если есть возможность повторить
выпад-повтори".
Если в "активных" текстах борьба идет за истину высшего, так сказать, порядка, то "в
темных" текстах борьба связана преимущественно с экзистенциальной истиной, сущностно
физиологической.
|