Опасный умник
Простой герой не любит, когда над ннм смеются, когда ему в лнцо ухмыляются. Кто же этот
человек, который смеется и тем самым издевается над ним? Кто этот отрицательный герой?
Противник простого и маленького героя большого роста, иногда даже великан, верзила,
громила. Но самое опасное состоит в том, что он наблюдает за простым героем, что-то знает
такое, чего не знает простой герой, что-то хочет понять, но не для того, чтобы принести пользу,
а для того, чтобы причинить зло человечеству и главному герою в том числе.
Оппозиция 'простой'- 'чужой и опасный враг' играет в "простых" текстах существенную
роль. В них очень подробно, даже с некоторым смакованием, рассказывается, как 'враг'
замышляет недоброе дело, как он готовится к нему и как нападает на положительного героя.
Складывается впечатление, что автор не разоблачает зло, а смакует его, любуется им, хотя и
описывает отрицательного героя как 'жестокого'. Сам же положительный герой тоже нередко
прибегает (по логике автора, вынужден прибегнуть) к жестокости. Весь мир враждебен герою
"темного" текста, и он отвечает враждебностью.
Вот, например, что утверждает один из персонажей рассказа Р.Бредбери "Здесь могут
водиться тигры". Этот научно-фантастический рассказ начинается со слов главного героя:
- Надо бить планету ее оружием, - сказал Чаттертон. - Ступите на нее, распорите ей
брюхо, отравите животных. Запрудите реки, стерилизуйте воздух, протараньте ее, поработайте
как следует киркой, заберите руды и пошлите ко всем чертям, как только получите все, что
хотели получить. Не то планета жестоко отомстит вам. Планетам доверять нельзя. Все они
разные, но все враждебны нам и готовы причинить вред, особенно такая отдаленная, как эта, -в
миллиарде километров от всего на свете. Поэтому нападайте первыми, сдирайте с нее шкуру,
выгребайте минералы и удирайте живее, пока эта окаянная планета не взорвалась вам прямо в
лицо. Вот как надо обращаться с ними."
Тем самым отрицательный персонаж, (в данном случае это планета) вызывает
аналогичное злобное отношение у положительного персонажа. Однако при этом, по логике
автора, положительный персонаж не превращается в отрицательный.
Отрицательный герой "темного" текста - 'умник', который замышляет злое дело, его ум
злой, недобрый, коварный. Его ум порой приносит ему самому же несчастье: этот "умник"
(именно в кавычках) нередко погибает от своего изобретения первым.
Очень часто в "темных" текстах угроза исходит от "маньяков, совершивших страшное
научное открытие, грозящее уничтожением планеты, полным истреблением людей" (Парнов
1978). В научной фантастике большое распространение получила тема "mad
scientist" -тема
сумасшедшего ученого. Можно назвать немало произведений на эту тему, где фигурирует
ученый, осуществивший или намеревающийся провести антигуманный
эксперимент.
Как считается, первым произведением на эту тему был роман М.Шелли
"Франкенштейн, или современный Прометей". В нем идет речь о высоком
человеке-роботе, созданным ученым из трупа и вышедшим из-под его
контроля (он убегает от своего создателя и делается врагом и убийцей людей).
К "темным" следует отнести и текст о необыкновенном и гибельном
эксперименте Гриффина - героя произведения Г.Уэллса "Человек-невидимка".
Гриффин ищет средство, которое делало бы невидимой органическую ткань.
Он проводит эксперимент на самом себе и делается невидимым, но увы! он не
может вновь стать видимым - и это обстоятельство озлобляет его и делает "злым гением". Он
крушит все вокруг и становится убийцей.
Похож на Человека-невидимку и инженер Петр Петрович Гарин, создавший
смертоносное оружие (А.Толстой "Гиперболоид инженера Гарина). Гарин тоже зол на весь мир,
|