радости, но и тут есть корреляция с состоянием экзальтации, возможном при эпилепсии.
2 Например, если фраза "Полка в купе поезда было ему мала" встречается на первой
странице детектива, то вероятность того, что текст будет "темным", очень велика.
В частности, большое количество таких "движений вниз" (Бахтин 1990, 438) можно
встретить в тексте "Алиса в стране чудес" (Л. Кэрролл)'
"Алиса успела заметить, что он (кролик - В. Б.) юркнул в нору под изгородью.
В этот же миг Алиса юркнула за ним следом .... Нора сначала шла прямо, ровно, как
туннель, а потом вдруг круто обрывалась вниз. Не успела Алиса и глазом моргнуть, как она
начала падать, словно в глубокий колодец".
Для того, чтобы попасть к коротышкам-селенитам (жителям Луны), должен был
провалиться в яму и Незнайка (Н.Носов "Незнайка на Луне"); попадает в темный и теплый
чулан, который называется желудком кита, моряк из рассказ Р.Киплинга "Отчего у Кита узкая
глотка"; попадает в подземную пещеру к Белой Кобре и Маугли.
К этим примерам можно добавить и эпизоды со спуском героя и преисподнюю (Бахтин
1990, 418-421) из книги "Гаргантюа и Пантагрюэль" (Ф.Рабле). По словам Бахтина, ведущий
образ "Пантагрюэля" - разинутый рот, то есть, в конце концов, та же gueulle d'enfer (преисподняя
- В. Б.) средневековой мистерийной сцены. Все образы Рабле проникнуты движением в низ (en
bas) (низ земной и телесный), все они ведут в преисподнюю" (там же, 438).
Бахтин рассматривает падение, опускание вниз как некоторый литературный прием,
основа которого усматривается им в традициях культуры. "В средневековой картине мира, -
пишет он, - верх и низ, выше и ниже, имеют абсолютное значение как в пространственном, так и
в ценностном смысле. Поэтому движение вверх, путь восхождения, или обратный путь
нисхождения, падения играли is системе мировоззрения исключительную роль. Такую же роль
они играли и в системе образов искусства и литературы, проникнутых этим мировоззрением. ...
Та конкретная и зримая модель мира, которая лежала в основе средневекового образного
мышления, была существенно вертикальной" (там же, 444).
В рамках же нашей концепции, ориентированной на соотнесение текстовых символов с
мироощущением автора, возможна иная трактовка. Допуская возможность сходства в описании
падения с психологическим описанием ощущения равновесия (Лурия 1975, 15), свойственного
всем людям, мы полагаем, что появление в "темных" текстах лексики с общей семой 'низ' (внизу,
дно, дыра, колодец, нора, подвал, подземелье, яма и др.) обусловлено существованием в клини-
I
Характерно, что первоначальное название рассказу об Аписе Л.Кэрролл лоп "Приклк-
чения Аписы под землей" (Кэрролл "Алиса..." с.25 примечание)
ческой картине эпилепсии "припадков головокружения, связанных с ощущениями
поднимания и опускания, как это наблюдается и лифте" (Сараджишвили, Геладзе 1977, 155).
Падение в воду
Достаточно часто компонент 'падение', имеет вид 'падение и воду'. Функцию воды при
этом может выполнять озеро, река, море, лужа и др. Вода в любом виде просто преследует
персонажа:
-
Поди-ка сюда, вождек говорят высокому индейцу черные санитары. - В. Б.. Суют
мне тряпку, показывают, где сегодня мыть, и я иду. Один огрел меня сзади по ногам щеткой:
шевелись!"
(Кизи "Полет над гнездом кукушки").
-
Час от часу не легче!- подумала бедная Алиса. - Такой крошкой я еще не была ни
разу! Плохо мое дело! Хуже некуда. Тут она поскользнулась и бух! - шлепнулась в воду.
(Кэрролл "Приключения...").
Нам бы только ()о взморья добраться, Дорогая моя! - "Молчи..." И по лестнице стали спускаться,
Задыхаясь, искали ключи. (А.Ахматова "Побег").
|