Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 151 
Next page End  

К 45 году до Р. X. многие из моих персонажей давно уже были мертвы:
Юлия убили наемные бандиты на проселочной дороге, Катулл ... умер в возрасте 30 лет;
Катан-младший погиб за несколько месяцев до описываемых событий в Африке...; тетка Цезаря,
вдова великого Мария, скончалась еще до 63 года. Более того, вторую жену Цезаря. Помпею,
давно сменила третья жена Кальпурния. Сам роман кончается описанием убийства Цезаря.
Сопряженность семантических компонентов 'юность', 'старость или 'радость' и 'смерть'
характерна для текстов именно этого типа. Они находятся тут в конкордансе:
1 Музыкольные тексты Моцарта, автора как веселых опер, ток и реквиема, мы относим к
"печально-веселым" (циклоидным - см. о "смешанных текстах"). К "печальным" мы отнесем
повесть Д.Вейса об этом композиторе "Возвышенное и земное".
Представь себе... меня - немного помоложе; влюбленного ... с красоткой ... Я весел...
Вдруг: виденье гробовое...
(Пушкин "Моцарт и Сальери").
Ты молода... Но когда пора пройдет, когда твои глаза впадут и веки, сморщась,
почернеют, И седина в косе твоей мелькнет... Тогда — что скажешь ты ?
(Пушкин "Каменный гость").
В "печальном" тексте и обнищание, и трудности, и смерть неизбежны. Все фатально
предрешено.
Он весь покорился своему душевному убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его:
покорился с волею послушного ребенка... наконец угас... (Гоголь "Старосветские помещики").
Фатализм
Эпиграфом ко многим "печальным" текстам может быть фраза:
"Все будет так, как должно быть, даже если это будет иначе", высказанная персонажем
фантастического рассказа Р.Силверберга "Тихий вкрадчивый голос". В нем рассказывается о
человеке, который купил машинку, подсказывающую ему из будущего, какие акции покупать.
Кончается этот рассказ тем, что нарушение временных событий замечено и равновесие
восстановлено - человек лишается всех богатств и покупает билет на самолет (тема возможного,
но несостоявшегося полета из "веселых" текстов), который разбивается.
Герой "печальных" текстов часто играет со смертью - Печорин ("Фаталист-Лермонтова),
Сильвио ("Выстрел" Пушкина) - и практически не сопротивляется обрушивающимся на него
бедам.
Неспособность к активному действию характерна, в частности, для тургеневского
Герасима ("Муму"), который может быть охарактеризован словами психиатров как
"старательный, добросовестный, обязательный" (Мельников, Ямпольский 1985, 225).
Многие миниатюры Тургенева также пронизывает тема бесцельности существования и
размышления о самоубийстве ("Враг и друг", "Насекомое", "Порог", "Мои деревья", "Конец
света", "Старик", "Куропатки", "Старуха", "Песочные часы", "Я встал ночью").
Ожидают гибели три дерева, взывающие о благосклонности ("Три пальмы-
М.Ю.Лермонтова). Их сжигает ночью в костре веселый караван. (Мотив 'холода' также
характерен для "печальных" текстов.)
Хотя, если соглошаться с Наполеоном Хиллом, "для того, чтобы стремиться вверх, хотеть
изобилия и процветания, требуется не больше сил, чем для того, чтобы смириться с нищетой и
бедностью" (Хилп 1993,21).
Показательны в этом отношении произведения Л.Андреева, в которых идея об
отсутствии смысла жизни играет существенную роль. Министр из "Рассказа о семи
повешенных", узнавший о готовившемся на него покушении, понимает, что совершенно
бессмысленно пить кофе, одевать шубу, когда через несколько мгновений все это, и шуба, и
тело, и кофе,... будет уничтожено взрывом, взято смертью.
Без всяких объяснений отказывается от борьбы гордый и властный Вернер:
Hosted by uCoz