Барин, а что если бы конвойных того ... а? Попробовать? Не надо, так же шепотом
отвечал Вернер. - Выпей до конца. В целом для текстов Андреева характерны мотивы усталости
и пессимизма:
И тогда наступило для него самое ужасное: беспощадно светлое сознание, что пришел
новый день и скоро ему нужно вставать, чтобы бороться за жизнь, без надежды на победу.
(Л.Андреев "В подвале")
Анализ текстов - описаний событий, связанных со смертью близкого человека, показал,
что чем выше уровень психического благополучия личности, тем в меньшей степени эмоции
(неизбежно негативные) затрагивают верования и цели тех, кто пережил это (Stein
et
al. 1997,
880). В художественных же текстах с "депрессивной" доминантой эмоции и мысли о смерти не
только обуславливают смерть героев, но и структурируют мотивы, цели, желания, поступки всех
вымышленных лиц, придавая им явно отрицательную окраску безысходности.
Одиночество
Герой "печальных" текстов в молодости совершает ошибки и, оценивая свою жизнь как
череду ошибок, неудач и трудностей, постоянно ощущает одиночество.
"Там рано жизнь тяжка бывает для людей", - пишет лермонтовский турок в "Жалобах
турка". Исполнены тоской песни соседа по тюрьме ("Сосед"); "одна и грустна" пальма ("На
севере диком..."); одиноко стоит в пустыне утес ("Утес"). И лишь тучка золотая (по результатам
фоносемантического эксперимента она оценивается большинством испытуемых как желтая, т.е.
по Лю-шеру, несущая надежду - Парачев 1981) привносит в его жизнь какое-то счастье.
Однако
_______________________________________________________________________
речь идет об эмоциях людей, которые заботились о больных СПИДом в рамкпх
распространенной в США системы добровольного труда coregiver/porter. утром в путь она
умчалась рано. По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался
глубоко. И тихонько плачет он в пустыне.
На творчество Лермонтова оказал, как известно, влияние Дж.Г.Байрон с его
"байроническим героем" и "байроническим разочарованием" (Жирмунский 1996, 193). Вот, в
частности, что писал В.Ф.Переверзев в 1914 г, "У Пушкина или Лермонтова разочарованный
герой - это ось, вокруг которой вращается все их творчество, и поэтому единство этого
творчества резонно бросается в глаза при всем разнообразии сюжетов" (Переверзев 1989, 453).
Именно поэтому Лермонтова называют "певцом печали". "На свете мало, говорят, мне остается
жить!'- писал он в 25 лет ("Завещание").
Разумеется, мы согласны с тем, что "поэзия Лермонтова не только неиссякаема, но и
необозрима" (Платонов 1980, 153), и отнесение его произведений по эмоционально-смысловой
доминанте к текстам "печального" типа отнюдь не умаляет значения его творчества.
Обнищание
Герой "печальных" текстов нередко беден изначально, или он лишается средств к
существованию, нищает по ходу развития сюжета.
Отнимают шинель у отдавшего за нее сэкономленные на всем 150 рублей гоголевского
Башмачкина ("Шинель"), чувствуют себя нищими его же Плюшкин ("Мертвые души") и
пушкинский скупец ("Скупой рыцарь"). Так и не смог обогатиться Чичиков (Гоголь "Мертвые
души") в отличие от приехавшего в уездный город без денег Хлестакова ("Ревизор"). Не
разбогател и пушкинский Герман, буквально одержимый идеей богатства:
... когда сон овладел им, ему пригрезились карты... кипы ассигнаций и груды червонцев.
Он... выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман.
Проснувшись... он вздохнул о потере своего фантастического богатства.
|