(Пушкин "Пиковая лама").
Это мечты не о дворце (как в "красивом" тексте), это мечты именно о деньгах - символе
энергии.
Постоянно находится в поисках заработка отказавшийся от средств отца-миллионера
юный Баррет (Сигал "История любви");
подробно описаны финансовые проблемы похороненного в общей могиле Моцарта
(Д.Вейс "Возвышенное и земное"); разоряется (перед гибелью в авиакатастрофе) герой
Р.Силверберга из рассказа "Тихий вкрадчивый голос".
Герой повести Ежи Ставинского "Час пик" прожил три недели с непрестанной мыслью о
неизбежно ожидающей его смерти от рака. Придя к врачу на прием, он узнает, что прочитал этот
диагноз в чужой истории болезни. Но, несмотря на такую внешне комическую развязку,
кончается повесть так:
"И может быть, мне уже до самой смерти придется существовать на подачки, которые
мне будут протягивать из жалости более способные коллеги..."
Старики из "Стихотворений в прозе" Тургенева почти всегда бедны. Некоторые
миниатюры так и называются "Милостыня", "Нищий".
Обращаясь к психологической доминанте - депрессивное - отметим, что эти идеи
напрямую связаны с мыслями о якобы имеющем место обнищании, возникающими при этих
депрессиях (Клиническая 1967, 68-69; Портнов, Федотов 1971, 161).
Немота
Если в "темных" текстах герой может хромать, а в "красивых" ослепнуть, то в
"печальном" тексте герой чаще всего бывает немым.
Так, в повести Тургенева "Муму" Герасим не случайно глухонемой. Как уже
упоминалось, крайней формой отказа от общения при депрессии является мутизм как
неспособность говорить. Автор словно не дает своему герою сил ни на сопротивление, ни на
речевую деятельность.
Проблема немоты мучает и персонаж Т.Уайлдера:
Настоятельница вдруг останавливалась в проходе и говорили:
- Я все думаю, ведь можно же помочь глухонемым. Кажется мне, что терпеливый человек
мог бы ... ' мог бы изобрести для них язык. Вы знаете, в Перу их сотни и сотни. Вы не помните,
может быть, в Испании нашли какое-нибудь средство?.. Чти ж, когда-нибудь найдут.
("Мост короля Людовика Снятого")
Вот показательный фрагмент из "Мертвых душ" Гоголя:
I
Многоточие на письме здесь отражает паузу не птммалии (как г 'темном' тексте!).
скорее,, паузу неврастенической хезитации.
"Прежде, давно в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне
было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь равнодушно подъезжаю ко
всякой незнакомой деревне... и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя
юность! о моя свежесть!
Есть сопряженность 'юности', 'смерти' и 'немоты' и у Лермонтова:
Без жалоб он/ Томился, даже слабый стон/ Из детских губ не вылетал,/ Он знаком пищу
отвергал/И тихо, гордо умирал.
(Лермонтов "Мцыри").
Не случайным тут является и упоминание об отвержении еды, поскольку при депрессии
больные "нередко отказываются от пищи" (Гиляровский 1954, 388).
Слепота
Обворовывает Печорина бедный слепой мальчик (Лермонтов) "Герой
нашего времени"); слепой старик-скрипач играет
|