Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 151 
Next page End  

оглянулся на свою жизнь. Грустно стало ему на сердце... "Играйте, веселитесь, растите, молодые
силы... жизнь у вас впереди. А мне остается отдать вам последний поклон и сказать, в виду
конца, в виду ожидающего Бога: "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"
Относясь к эндогенным, т.е. связанным с конституциональным типом личности,
заболеваниям, депрессия сопровождает все творчество И.С.Тургенева.
Так, рассмотренные выше "Стихотворения в прозе" представляют собой миниатюры
разных форм: пейзажные зарисовки, диалоги, полемику (несмотря на их поэтичность, присущую
также "Запискам охотника"), дневниковые записи, философские миниатюры и др., но никак не
стихотворения. Но если говорить об эмоционально-смысловой доминанте, то следует сказать,
что она проявляется независимо от жанра.
Да и само это название - "Стихотворения в прозе" - было дано издателем Тургенева
М.М.Стасюлевичем, которого привлекла поэтичность и лиричность стиля, но которому
показалось неудачным для привлечения широкой публики заглавие, предложенное автором
(Озеров 1971, 8). Сам же Тургенев объединил свои миниатюры названием "Senilia" -
"Старческое". Именно авторское название (помимо психолингвистического анализа текста) и
позволяет утверждать, что психологическая доминанта - депрессия - нами определена верно, а
по эмоционально-смысловой доминанте "Стихотворения в прозе" следует отнести к
"печальным".
Иными словами, в творчестве Тургенева почти все время звучит рефрен: "Как хороши,
как. свежы были розы" с логическим ударением на глагол прошедшего времени были. "А потом
все умерли, умерли, умерли" ("Как хороши, как свежи были розы").
Известно, что оно написано под влиянием стихотворения И.Мят-лева "Розы", также
говорившего о смерти (девы рая):
И где ж она?..
В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок.
5.7. Гоголь
Аналогичным образом многие произведения Н.В. Гоголя могут быть охарактеризованы
"Старосветские помещики" пронизаны предчувствием смерти и кончаются смертью
Пульхерии Ивановны. Классической стала завершающая фраза из "Повести о том, как
поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем": "Скучно на этом свете, господа!".
Погибают оба сына Тараса Бульбы - Андрий и Остап - убивают и Тараса ("Тарас Бульба").
Целиком связана с мотивом смерти повесть "Вий".
Сам Гоголь, как известно, страдал циркулярным психозом (Мелехов 1992, 69), т.е.
чередованием маниакальности с витальной депрессией. В частности, сожжение второго тома
"Мертвых душ" было совершено им "во время приступа депрессии с болезненным сознанием
своей виновности и греховности своего творчества" (там же).
Итак, в "печальных" текстах присутствует семантический компонент 'возраст персонажа',
имеющий две основные подсистемы 'юность' (с близкой к ней подсистемой 'радость') - и
компонентом 'старость' (который коррелирует с компонентом 'смерть'). Сожаление (об
упущенном счастье) соположено с 'тяжестью' (лежащей на В.П. Белянчн. Модели мира в
литературе сердце), которая связана, в свою очередь, со 'вздохом' (психиатры отмечают
затрудненность вздоха при депрессии). Наличие в текстах компонента 'подчиненность' вызвано
астеничностью депрессивной личности. Крайней степенью депрессии является мутизм - отказ от
общения, - именно поэтому в "печальных" текстах имеется такой компонент, как 'немота'.
Отдельно стоит компонент 'запах', который почему-то является ведущим в сенсорных
модальностях "печальных" текстов. Все эти семантические компоненты очень частотны прежде
всего в "печальных" текстах и именно они создают их эмоциональную образность.
Hosted by uCoz