Анализируя "Евгения Онегина" А.С.Пушкина, Выготский утверждает, что "имя Онегина
есть только знак героя" (там же, 213). Он считает, что "Пушкин дает ложное направление своему
роману, когда оплакивает Татьяну, которая отдала свою судьбу в руки модного тирана и
погибла. На самом деле погибает от любви Онегин" (там же, 215). Именно эти "элементы
противоположного" (там же, 212) и лежат, по его мнению, в основе построения романа.
Сходное построение имеет, по мнению Выготского, и конфликт "Горя от ума" у
А.С.Грибоедова. "Получается явная двойственность, - пишет он. - В комедии может быть
печальный конец для положительного героя. На сцене победил Фамусов, а в переживаниях
зрителя-Чацкий" (там же).
Повторим, что, говоря "языком объективной психологии об объективных фактах
искусства", исследователь предлагает трактовать искусство как "совокупность эстетических
знаков" (там же, 8-9). "Будучи структурирована в художественном творении, - комментирует
концепцию Выготского М.Г.Ярошевский, - эта совокупность имеет собственный статус,
независимый от личных качеств писателя. Поэтому не следует искать проекцию этих качеств
или ключ к их познанию" (Ярошевский 1987, 300). Позиция Выготского в отношении
проявления личности автора в тексте принципиальна: перейти к "психологии автора на
основании толкования знаков нельзя" (Выготский 1987, 9).
Концепция Выготского находится в согласии с подходом многих литературоведов к
художественному тексту. Так, в работах ученых, входивших в ОПОЯЗ (общество по изучению
языка), искусство также понимается как прием (Шкловский 1919).
В частности, Б.М.Эйхенбаум полагал, что в основе особого воз действия "Шинели"
НЗ.Гоголя лежит сказовость, каламбурный стиль и сентиментально-мелодраматическая
декламация, а "слова подобраны и поставлены в известном порядке не по принципу обозначения
характерных черт, а по принципу звуковой семантики" (Эйхенбаум 1919, 157-158), имеющей
целью задержку внимания.
О психологическом подходе к литературе этот же исследователь писал: "Мы очень
любим почему-то "психологии" и "характеристики". Наивно думаем, что художник пишет для
того, чтобы "изображать" психологию или характер ... На самом деле художник ничего такого не
изображает, потому что совсем не занят вопросами психологии. - да и мы вовсе не для того
смотрим "Гамлета", чтобы изучать психологию" (Эйхенбаум 1924, 78).
Не ставя перед собой задачи критики имеющихся подходов к эстетическому объекту,
отметим, что концепция Выготского является отражением не только господствовавшей
идеологии, но и объективных (и действительно противоречивых) свойств художественного
текста, а также проявлением "личного уравнения" (Рубакин 1977, 214) самого исследователя
(забегая вперед, скажем, что мы относим текст "Психология искусства" к "светлым" по
эмоционально-смысловой доминанте текстам).
Среди трудов по психологии есть работы, посвященные психологическому анализу
процесса создания литературного произведения (Арнаудов 1970; Громов 1986; Парандовский
1990, 21-30; Цейтлин 1968). Так, Арнаудов отмечает, что стимулом к написанию произведения
для автора может служить непосредственное наблюдение (Арнаудов 1970, 50-78, 348),
воспоминание о нем (там же, 114-156), настроение автора (там же, 88-123, 348), а также вполне
конкретная мысль (там же, 345-346). Иными словами, так называемое вдохновение может быть
как обусловленным внешними причинами, так и независимым от них.
В некоторых психологических исследованиях, где рассматриваются индивидуальные
особенности личности, ставшие предметом изображения в литературных произведениях, в
частности, реализованные в характерах персонажей как проекциях личностных свойств
известных автору людей.
По мнению Выготского, исследователи, работающие в рамках субъективной психологии
искусства (термин Выготского - Выготский 1987, 20) "относятся доверчиво и наивно к
художественному произведению и пытаются понять ... (поведение персонажа - В.Б.) из склада
|