прекрасное», как говорится в песне ведьм из «Макбета». Горе становится радостью, страдание
сменяется удовольствием, жизнь теряет смысл, а смерть кажется желанной, как только в жизнь
ребенка вторгается неповиновение. То, что любит его противник, он будет ненавидеть, и
то, что
другие не принимают, будет оцениваться высоко. То, что запрещает культура, что не рекомендуют
родители и учителя, именно это и будет выбрано как самая желанная цель. Объект или личность
будут иметь ценность лишь в том случае, если другие пострадают от этого. Непослушные люди
всегда сами докучают другим, и в то же время считают, что это их преследуют. Таким образом,
возникает алчное и опрометчивое желание, имеющее одну лишь аналогию, а именно: смертельная
борьба всех против всех, разжигание зависти, скупости, тщеславия и амбициозности в нашем
современном обществе.
Напряженное отношение одной личности к другой носит слишком выраженный характер в
неврастенике. Его главное побуждение настолько усиливается, что он постоянно ощущает себя
охотником за своим триумфом. Обращение неврастеника к нарушениям, присущим ему в далеком
детстве, таким, как сосание большого пальца, энурез, обкусывание ногтей и заикание, можно
объяснить следующим образом. В случаях, когда подобные, носящие явно чувственный характер
наклонности становятся постоянными, мы с уверенностью можем говорить о непослушании.
Это же относится и к пресловутой мастурбации, раннему половому развитию и
преждевременным половым связям. Я знал семнадцатилетнюю девушку из хорошей семьи,
которая жила половой жизнью с 14 лет. Тем не менее она была фригидна. Когда бы она ни
ссорилась со своей матерью, а такое случалось постоянно через короткие промежутки времени,
девушка всегда знала, что день она завершит половой связью. Другая девочка мочилась в постель,
а также пачкала ее фекалиями после каждого упрека со стороны матери.
Отсутствие успеха в школе, забывчивость, неудовлетворенность деятельностью и
постоянная подавленность подобны у неврастеника проявлению протеста. В борьбе против
оппонента эти средства представляются ему ценными, хотя я и не утверждаю, что приятными.
Частичное описание подобной психики дано Зигмундом в «Валькирии» Вагнера: «Сколько бы я
ни встречал их, где бы я их ни находил, ухаживал ли за другом или братом, я всегда подвергался
остракизму. Несчастья преследовали меня. То, что я считал правым, другие считали неверным.
Что бы ни казалось мне дурным, другие высоко ценили это. Я ввергался в борьбу, куда только ни
попадал. Куда бы ни уезжал, везде встречался со злостью. Когда жаждал счастья, получал лишь
боль». Так развивается характер неврастеника, который я описал более подробно в работах «О
склонностях неврастеника»
25
и «О структуре невроза»
26
.
Стремление к своей значимости в состоянии невроза
Приведу два случая из практики.
В силу каких причин происходит это страстное желание к собственной значительности,
получения удовольствия в извращенной форме (Lust am Verkehrten), это вызывающее следование
ошибкам, эти меры по безопасности против всего того, чего слишком много или слишком мало,
почему же больной прибегает ко всему этому, умаляющему его личность, чтобы только затем или
где-нибудь отстоять свои права?
Как вы знаете, я выделил два существенных момента в психологическом развитии
личности, ответственных за эту ситуацию, которые представлены мною здесь чисто конспективно.
Первый из них связан с появлением повышенного чувства неполноценности, которое я всегда
рассматривал в совокупности с недоразвитием отдельных частей организма. Другой лежит в
плоскости более или менее выраженного симптома ранних страхов впасть в положение женской
роли. Оба эти момента в такой степени выражают склонность к бунту и неповиновению, что
всегда способствуют дальнейшему развитию невротических проявлений, независимо от того,
считают ли пациента нормальным, лечат ли его от невроза, приписывает ли он себе роль героя или
преступника.
С этой точки зрения ощущения больного всегда имеют искаженный характер. Мы имеем
уже дело не с простыми и естественными взаимоотношениями, но с погоней, а затем и с
присваиванием себе надуманных побед, которые умозрительно видятся соблазнительными
впереди и формируют болезненную манию к ним. Жизнь и помыслы неврастеника более
устремлены в будущее, нежели у здорового человека, и он обычно избегает ежедневных
ситуативных тестов, предлагаемых жизнью. Очень часто самые характерные черты неврастеника
скрыты от посторонних глаз. И это объясняет тот факт, что когда я давал по ним разъяснения, их
признавали редкими, относящимися исключительно к эксцентричности.
Что же говорит неврастеник по поводу наличия у себя этих черт? Некоторые осознают их
присутствие, даже если и не понимают их степени и значения. Многие, однажды признав их
существование, затем забывают о них в силу своей амбиции и тщеславия. Позднее они могут
обезопасить себя от этого недостойного эгоизма каким-нибудь противоположным действием. В
таких случаях мы наблюдаем, как проявление эротических побуждений нездорового толка,
например, жадность, мстительность, злобность, жестокость, заменяется другими побуждениями
|