Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1 of 140 
Next page End  

Адлер А.
Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The
Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во
«Феникс», 1998. —448с.
ISBN 5-222-00308-6
©Издательство «Феникс», 1998
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Известно, что ценность творений человеческих измеряется продолжительностью их жизни в
умах и сердцах последующих поколений. Более восьмидесяти лет прошло с тех пор, как Альфред
Адлер изложил свои поистине новаторские для его времени идеи и попытался реализовать их на
практике, а проблемы, поднятые им в его произведениях, остаются и поныне актуальными и
волнующими.
Альфред Адлер (1870—1837) — австрийский врач и психолог, создатель системы
индивидуальной психологии, родился 7 февраля 1870 года в Вене. Его отец Леопольд Адлер был
зажиточным торговцем зерном. Выходец из провинции Бургенланд (к юго-востоку от Вены), он
переехал в столицу империи со своей женой Паулиной. Она родила ему шесть детей, среди
которых Альфред был вторым ребенком. Мальчик пользовался особым расположением отца,
который любил подолгу гулять с ним и передавал практический взгляд на жизнь. Он учил его
наблюдать за людьми, судить о них не по их словам и чувствам, а поступкам и действиям. После
окончания школы Альфред учится медицине. В 1895 году сбывается его детская мечта — он
становится врачом и включается в борьбу против болезней, беспомощности и смерти.
В это же самое время его занимают и другие вопросы: он живо интересуется марксизмом,
философией, его часто можно было увидеть в набирающих политическую силу социал-
демократических кругах, где он и встретил свою будущую жену Раису Тимофеевну, которая была
родом из Москвы и училась в Вене и Цюрихе. Они поженились в 1897 году, имели четырех детей.
Старшая дочь Валентина училась экономике, уехала по политическим соображениям в Россию и
нашла там свой последний приют. Александра стала психиатром в Нью-Йорке, Нелли — актрисой.
Сын Курт изучал физику и медицину, позднее также стал психиатром.
Имея частную практику в области неврологии, Адлер всерьез увлекается работами
З.Фрейда, становится активным участником фрейдовского кружка. Однако уже тогда намечается
все более усиливающееся различие во взглядах Адлера и Фрейда, которое завершается
окончательным разрывом в 1911 году. Это произошло уже тогда, когда Адлер опубликовал свои
первые психологические работы «Врач как воспитатель» (1904), «Учение о неполноценности
органов» (1907). После разрыва с Фрейдом Адлер основывает в Вене Общество индивидуальной
психологии, изложив в своем труде «О нервозном характере» (1912) основы новой
психологической теории.
С 1914 по 1916 год Адлер работает военным врачом в Кракове, Брюнне и Вене. В 1920 году
начинает важную для себя деятельность: преподает в педагогическом институте Вены.
В 1934 году Альфред Адлер переезжает в США, получает профессуру, основывает в 1935
году «Международный журнал индивидуальной психологии». В мае 1937 года он умирает в
Абердине (Шотландия), куда приехал читать лекции в местном университете. Ранняя смерть этого
поистине «социального гения», как назвал Адлера М. Шпербер, в немалой степени помешала
широкому распространению его взглядов в мире. Тем не менее, индивидуальная психология,
отцом которой его по праву называют, может и сегодня играть роль своеобразной универсальной
теории воспитания, так необходимой современной школе и педагогике.
Новаторство Альфреда Адлера заключалось в том, что он тесно связал педагогику и
психологию. Поначалу на Адлера смотрели как на психоаналитика, который расходится с
Фрейдом лишь в том, что в индивидуальной психологии всеобъемлющим стимулом считает
стремление к превосходству, а не сексуальное влечение. Однако индивидуальная психология не
имеет ничего общего с психоанализом. Даже самое поверхностное рассмотрение двух систем
показывает ту бездонную пропасть, которая их разделяет. Если психоанализ базируется на
принципе причинного объяснения (Kausalerklarung) поведения человека, индивидуальная
психология опирается на принцип финального объяснения (Finalerklarung).
Индивидуальная психология — учение о человеке как о неделимой единице. А.Адлер
установил, что вся жизнь человека целеустремленна. Характер человека будет нам до тех пор
непонятен, пока мы не узнаем, чего он добивается в жизни. Целеустремленность психического
развития человека образует фундамент учения индивидуальной психологии Чтобы понять
личность, индивидуальная психология рассматривает все ее мысли, чувства и действия и свете
мысленно представленной цели, к которой все они направлены.
Адлер показал, как можно научиться понимать детей с отклонениями в развитии, детей,
неприспособленных к окружающей среде, и детей слабоумных, приняв в рассмотрение то, как они
вступают во взаимоотношения с людьми, в какой роли они видят себя в общественном разделении
Hosted by uCoz