Отсюда мы видим, что в наших руках находится не только судьба школьника, но и его
дальнейшее развитие. Воспитание и обучение, осуществляемое школой, определяют точную
модель будущей жизни индивида. Школа находится между институтом семьи и обществом, и у
нее есть возможности корректировать ошибочный стиль жизни, являющийся результатом
семейного воспитания. Она ответственна за адаптацию ребенка к социальной жизни,
а также
отвечает за то, чтобы он гармонично вписался в сложнейшую структуру общественных
отношений.
Рассматривая школу с исторической точки зрения, можно увидеть, что она всегда старается
выпускать людей, отвечающих общественным идеалам своего времени. Этим занимались
соответственно аристократическая, религиозная, буржуазная и демократическая школы, которые
всегда воспитывали детей в соответствии с требованиями времени и правителей. Сегодня в связи с
изменением общественного идеала должна изменяться и школа. Следовательно, если современный
идеал человека включает в себя такие качества, как независимость, самоконтроль и мужество, то
школа должна быть организована так, чтобы выпускать из своих стен людей, приближающихся к
этому идеалу.
Другими словами, она не должна замыкаться в себе и считать себя завершающим этапом
воспитания, а всегда должна иметь в виду, что индивид готовится для общества, а не для самой
школы. Поэтому она не имеет права отвергать детей, которые отказались следовать идеалу
образцового школьника. Это вовсе не означает, что у них низкий уровень стремления к
превосходству. Такие дети могут обратиться к другим областям деятельности, где им не надо
прилагать особых усилий и где, как они считают, пусть правильно или нет, им легче достигнуть
успеха. Это может быть связано с тем, что с ранних лет они неосознанно готовили себя к другой
деятельности. Так, например, они не могут стать блестящими математиками, зато могут хорошо
отличиться в спорте. Педагог всегда должен замечать любое заметное достижение ребенка и
использовать его как отправную точку для стимулирования его стремления к самосовершенству и
в других сферах деятельности. Задача воспитателя намного облегчается, если он начинает свою
работу с единственного обнадеживающего достижения ребенка, вселяя тем самым в него веру в
то, что и в другом он способен достичь успеха. Это похоже, если можно так выразиться, на
переманивание
ребенка с одного плодородного пастбища на другое. А так как все дети, кроме
слабоумных, вполне способны успешно справляться со своими школьными задачами, то
единственное, что им необходимо преодолеть, это искусственно созданный барьер. Этот барьер
вырастает из того, что суждения о ребенке строятся на основе абстрактных условностей школы, а
не на основе конечной воспитательной и социальной цели. На ребенке это отражается в виде
отсутствия в нем уверенности в себе и, как результат, содействует тому, что его стремление к
превосходству может оторваться от полезной деятельности, так как не находит себе достойного
выхода.
Что же делает ребенок в подобной ситуации? Он ищет путь к спасению. Часто можно
наблюдать странности в его поведении, что, естественно, не вызывает похвалы со стороны
учителя, зато заставляет обратить на себя внимание или вызывает восхищение со стороны
одноклассников по поводу проявления его дерзости и упрямства. Нарушая порядок, такой ребенок
часто считает себя героем или маленьким повелителем.
Подобные проявления психологических отклонений от нормального поведения возникают в
школьной жизни. Их происхождение нельзя связывать только со школой, хотя и рождаются они
именно там. Школа, которую, так сказать, отрывают от ее активного воспитательного и
корректирующего назначения, является своеобразной экспериментальной базой, выявляющей
дефекты первоначального семейного воспитания.
Умный и наблюдательный учитель может многое увидеть в ребенке уже в его первый день
в школе, поскольку многие дети сразу проявляют все признаки изнеженного ребенка, которому
такая новая (школьная) ситуация кажется очень болезненной и неприятной. Он не умеет
завязывать дружбу с другими детьми, а это умение является весьма существенным. Лучше и
предпочтительнее, если ребенок приходит в школу с некоторыми знаниями о том, как
устанавливать контакты. Он не должен зависеть только от одного человека, не считаясь при этом с
другими. Ошибки семейного воспитания должны быть исправлены в школе, но, разумеется,
лучше, если ребенок придет сюда более или менее свободным от подобных ошибок.
Нельзя ожидать, что у избалованного ребенка внезапно возникнет умение
концентрироваться на учебной работе в школе. Такой ребенок невнимателен. Он лучше изъявит
желание остаться дома, чем идти в школу фактически у него не появится «ощущения школы».
Симптомы такого отвращения к школе обнаружить легко. Так, родителям приходится уговаривать
ребенка вставать утром; они должны постоянно его убеждать сделать то или другое; он копается
за завтраком и т. д. Создается впечатление, что ребенок построил непреодолимый барьер, чтобы
избежать прогресса в своих делах.
Лечение и средство от болезни в этой ситуации то же самое, что и в случаях с левшами:
таким детям надо дать время научиться, их не следует наказывать, если они опаздывают в школу,
|