и мы можем предположить, что те люди, которые привыкли делить мир на резкие контрасты,
сохранили прошлый детский образ мышления.
Люди, живущие в соответствии с этой схемой, следуют формуле, которая может быть
выражена афоризмом: «Все или ничего». Конечно, сегодня невозможно реализовать подобную
модель в обществе, но тем не менее они организовывают свою жизнь в соответствии с ней. Для
человека невозможно иметь все или не иметь ничего. Существует тысяча и одно деление между
этими двумя крайностями. Чрезвычайно важно найти эту формулу среди тех детей, у которых
глубокое чувство неполноценности и которые, компенсируя это чувство, становятся необычайно
амбициозными. В истории есть несколько примеров таких личностей, например, Цезарь, который
был убит своими друзьями тогда, когда он добивался короны. Многие особенности и черты
характера детей могут быть сведены к идее «все или ничего», например, упрямство. Существует
так много доказательств данному положению, что это подводит нас к заключению: у таких детей
развивается собственная психология или собственный интеллект, противоречащие здравому
смыслу. В качестве иллюстрации можно привести пример, связанный с четырехлетней девочкой,
которая была необычайно упряма и капризна. Однажды мама принесла ей апельсин, который та
взяла и бросила на пол со словами: «Мне нужен апельсин не тогда, когда ты приносишь, а когда я
его захочу сама».
Ленивые дети, у которых нет возможности иметь все, что они хотят, дальше и дальше
удаляются в воображаемый ими мир фантазий и воздушных замков. Однако не следует тотчас
приходить к выводу, что эти дети потеряны. Мы хорошо знаем, что сверхчувствительные натуры
легко отстраняются от реальности, поскольку мир фантазий, созданный ими самими, обещает
определенную защиту от будущих ударов судьбы. И этот уход от реальности не обязательно
свидетельствует о полной неспособности к правильному мироощущению или адаптации к
окружающей среде. Определенная дистанция по отношению к реальности нужна не только
писателям и художникам, но даже и ученым, которым также необходимо хорошее воображение.
Фантазии, рожденные в грезах, это не что иное, как обходный маневр, предпринимаемый
личностью, чтобы избежать неприятностей и возможных неудач в жизни. Мы не должны
забывать, что именно люди с богатым воображением, которые могли с течением времени
соединить свои фантазии с действительностью, стали мировыми лидерами. Они стали таковыми
не только благодаря хорошему образованию, проницательности, но также и благодаря своему
мужеству и трезвому взгляду на жизнь, что помогало им открыто встречать жизненные трудности
и успешно их преодолевать. Из биографий великих людей мы часто узнаем, что в то время, как от
них было мало пользы в реальной жизни и они были в детстве плохими учениками, эти личности
развивали в себе уникальное умение наблюдать за тем, что происходит вокруг них, и как только
создавались благоприятные условия, их мужество росло настолько, что, столкнувшись еще раз с
реальностью, они принимали бой. Естественно, не существует методов сотворения из детей
великих людей. Однако желательно помнить, что мы никогда не должны бесцеремонно
обращаться с детьми; мы должны ободрять их, всегда пытаться объяснить значение реальной
жизни, чтобы они не создавали пропасть между собственными фантазиями и реальным миром.
ГЛАВА
9. НОВАЯ СИТУАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ ТЕСТА
ГОТОВНОСТИ К НЕЙ
Психическая жизнь представляет собой не только единство, в том смысле, что все
проявления личности в любой отрезок времени выступают одновременно, но также являет собой и
непрерывность. Раскрытие личности в нужный момент происходит без внезапных скачков.
Настоящее и будущее поведение всегда согласуется с характером, сформированным ранее. Однако
это не означает, что события в жизни индивида механически определяются только его прошлым и
наследственностью, это говорит и о том, что его будущее и прошлое неразрывно связаны друг с
другом. Мы не можем вдруг проснуться совершенно другими людьми, хотя нам и не известно, что
мы есть на самом деле; иначе говоря, мы не знаем всех наших, не использованных еще,
возможностей до той поры, пока не проявим их.
В феномене непрерывности психической жизни без механического подхода к ней
заключена не просто возможность воспитания и совершенствования, но также и возможность
выявления уровня развития характера в любой рассматриваемый отрезок времени. Когда человек
попадает в новую ситуацию, проявляются скрытые характерные особенности его личности. Если
бы мы могли непосредственно экспериментировать с людьми, нам удалось бы выявить их уровень
развития путем погружения в новые и неожиданные для них ситуации. Поведение этих людей в
предложенных ситуациях должно последовательно отражать их сформированный ранее характер;
и оно раскрывает их характер так, как это невозможно при обычных обстоятельствах.
В случаях с детьми мы имеем, пожалуй, лучшую возможность заглянуть в их души во время
переходного периода, когда они из жизни домашней окунаются в жизнь школьную, или когда их
домашние условия неожиданно изменяются. Именно тогда недостатки характера ребенка
|