конституция неизменяема, и пытаются компенсировать это путем развития в себе либо мужского,
либо женского образа мышления в соответствии с тем полом, к которому они хотят принадлежать.
Свое притязание к другому полу эти дети выражают в одежде и манерах поведения.
Некоторые девочки с отвращением относятся к женским видам деятельности. Главной
причиной этого является предполагаемая малоценность того, чем занимаются женщины, что
отражает на самом деле основную ошибку нашей цивилизации. До сих пор традиционно
считается, что мужчинам принадлежат привилегии, которые просто недоступны женщинам. Не
скрывая этого, мы подчеркиваем преимущество мужчин и оправдываем то, что мужчины
присваивают себе целый ряд прав. Рождение сына обычно вызывает большую радость, нежели
появление дочери. И это не может не оказывать вредного влияния как на сына, так и на дочь.
Очень скоро чувство неполноценности уязвляет девочку, в то время как мальчик находится под
бременем возложенных на него надежд. Развитие девочек стеснено рамками. Есть страны, в
которых подобная ситуация сегодня не так заметна, например, в Америке. Однако в социальном
плане равноправие до сих пор еще не достигнуто даже в этой стране.
В данной главе мы рассматриваем вопрос, касающийся общего менталитета всех людей,
который как в зеркале отражается на детях. Принятие на себя роли женщины влечет за собой
некоторые трудности, которые в определенные моменты вызывают протест. Он часто проявляется
в неуправляемости, упрямстве, праздности; во всем том, что имеет отношение к стремлению к
превосходству. При появлении этих симптомов учитель должен выяснить, не испытывает ли
девочка горечи от принадлежности к своему полу.
Подобное неудовлетворение своим полом может со временем повлечь за собой
неудовлетворение и другими сторонами жизни; это приводит к тому, что и жизнь вообще сама по
себе становится тяжелой ношей. Иногда мы встречаемся с желанием некоторых детей жить на
другой планете, население которой не бисексуально. Такой ошибочный ход мыслей может
привести к различным нелепостям или к полной апатии, преступлению и даже самоубийству.
Наказание или отсутствие чуткости только усиливает чувство несоответствия реалиям жизни.
Такого нездорового состояния души можно избежать, если ненавязчиво разъяснить ребенку
разницу между мужчиной и женщиной и раскрыть ему равноценность их отношения друг к другу.
Обычно происходит так, что отец в семье как будто бы имеет превосходство над всеми. Он
кажется хозяином, который устанавливает правила, директивы, решения, он и объясняет все своей
жене. Братья стараются проявлять превосходство по отношению к своим сестрам; насмешками и
критикой они вызывают у них чувство неудовлетворения своим женским полом. Психолог
понимает, что такое поведение со стороны братьев вытекает из ощущения их собственной
слабости. Существует четкая грань между нашей способностью что-либо сделать и
предполагаемой возможностью его осуществления. Утверждение, что женщины даже сегодня
неспособны к великим достижениям, совершенно необоснованно. Кстати, их и не готовили к тому,
чтобы совершать великие деяния. Мужчины вложили им в руки носки для штопки и постарались
убедить, что это и есть их стезя. В какой-то мере этот предрассудок преодолен, однако то, как мы
сегодня воспитываем девочек, не говорит о том, что мы ждем от них чего-то экстраординарного.
Препятствовать подготовке, а затем резко критиковать за низкие достижения было бы
недальновидно. Нелегко исправить существующую ситуацию, потому что нередко не только отцы,
но также и матери считают справедливым наличие у мужчин привилегий, и в соответствии с этой
идеей они и воспитывают своих детей. Они учат детей тому, что власть мужчины оправданна, и их
мальчики требуют подчинения себе, чему девочки и подчиняются. Детям следует знать, и как
можно раньше, к какому полу они принадлежат, а также то, что их пол неизменяем. У женщин,
как уже было отмечено, с течением времени развилось чувство обиды из-за присвоения
мужчинами себе власти и превосходства. Особенно эта обида выражается в том, что женщина
отказывается от признания своего пола и стремится, насколько это возможно, поступать как
мужчина. Индивидуальная психология назвала этот феномен «мужским протестом».
Сопутствующие симптомы, такие, как деформация или остановка в развитии, часто вызывает у
взрослых сомнение относительно их пола, когда речь заходит об анатомической конституции
(присутствие мужских физических признаков у девочек и женских у мальчиков). Эти мысли
иногда глубоко врезаются в сознание и находят отражение затем в общей физической слабости.
Подростковое строение тела, наиболее заметное у мужчины, чем у женщины, дает основание для
вывода о том, что этот мужчина женоподобен. Это неверно, так как он просто похож на взрослого
ребенка. Мужчины с неразвитым телом ощущают себя страшно уязвленными, потому что в
обывательском понимании идеалом служит мужское совершенство, которое по своим параметрам
должно превосходить женские показатели. Худосочность и некрасивость девушки также часто
ведут к уходу от жизненных проблем, потому что мы переоцениваем красоту.
Характер, темперамент и чувства являются следующими показателями пола.
Чувствительных мальчиков называют «девчонками»; решительные, самонадеянные девочки
характеризуются как «пацаны». Эти черты никогда не бывают врожденными, они всегда
приобретаются человеком. Эти проявления раннего детства позже приходят на память, и взрослые
|