По иронии судьбы девочки, которых подавляли с целью воспитать их хорошими и
послушными, вдруг оказались плохими из-за отсутствия или недостатка психологической
проницательности родителей. Вина в таких случаях лежит не на девочках, а на их родителях,
потому что они не подготовили своих дочерей должным образом к тем жизненным ситуациям, в
которых они могут оказаться. Они слишком опекали девочек до их взросления и в результате не
сумели развить в них умение делать правильные суждения, а также уверенность в себе, столь
необходимые при столкновении с ловушками подросткового возраста.
Иногда трудности возникают не в юношестве, а после замужества. Однако суть проблемы
остается прежней. Просто девочкам в определенной мере повезло в юности, что они не
встретились с разного рода неприятными ситуациями. Но рано или поздно нежелательная
ситуация непременно возникнет, и поэтому необходимо быть подготовленными к ней. В качестве
иллюстрации можно привести следующий случай, связанный с проблемами девочки-подростка.
Речь идет о 15-летней девушке из очень бедной семьи. К несчастью, у нее был старший брат,
который постоянно болел и в силу этого нуждался в уходе матери. С раннего детства девочка
заметила разницу в отношении к детям. Вдобавок, когда она родилась, отец тоже был болен, и
матери приходилось заботиться об обоих о сыне и о муже. У девочки был двойной пример того,
что значит получать уход и внимание, и она начала страстно тосковать по человеческой заботе и
вниманию. Она не могла найти этого признания в семейном кругу, тем более, что вскоре у нее
появилась младшая сестренка, которая лишила ее и той малой толики внимания, которую она
имела. Теперь судьба повернулась так, что после рождения младшей сестренки отец выздоровел и
к малышке было больше внимания, чем получала ее старшая сестра в младенчестве. А дети всегда
замечают такие вещи.
Девочка компенсировала недостаток внимания к себе
дома усерднейшей работой в школе.
Она стала лучшей ученицей в классе; в связи с этим все считали, что она продолжит образование в
средней школе. Но начав учебу в средней школе, она меняется. Она учится не столь успешно;
причиной этого было то. что ее новая учительница ее не знала и не оценила по достоинству. Она
же со своей стороны жаждала признания, однако с этого времени не получала его ни дома, ни в
школе. И ей пришлось искать это признание на стороне. Девушка отправляется на поиски
мужчины, который смог бы оценить ее. Она нашла его и прожила с ним две недели. Вскоре
мужчина устал от нее. Можно было бы предсказать, что случится дальше, можно было бы
предсказать, что она осознает, что это не то признание, о котором она мечтала. Тем временем
семья начала беспокоиться и предприняла поиски своей дочери. Вдруг они получили от нее
письмо, в котором говорилось: «Я приняла яд. Не беспокойтесь я счастлива». Очевидно,
самоубийство было следующей ее мыслью после поражения в поисках счастья и любви. Тем не
менее, она не покончила с собой; она использовала самоубийство как угрозу, чтобы вызвать
прощение своих родителей. Она продолжала слоняться по улицам, пока мать не нашла ее и не
привела домой.
Если бы девушка знала, как знаем это мы, что вся ее жизнь проходила в борьбе за то, чтобы
быть любимой, ничего этого не произошло бы. Если бы учительница в средней школе поняла, что
девочка всегда успешно училась и что единственное, чего ей не доставало, так это определенного
уважения, тогда трагедии бы не произошло. Во всяком случае, в данной цепи обстоятельств
соответствующее обращение с девочкой могло бы предотвратить ее крушение.
Это все поднимает проблему полового воспитания. Вопросам полового воспитания в
последнее время уделялось слишком преувеличенное внимание. Есть много людей, помешанных,
если можно так выразиться, на половом воспитании. Они требуют его осуществления в
любом
возрасте, подчеркивая опасность полового невежества. Но если мы оглянемся на свое собственное
прошлое и на прошлое других, то не увидим ни тех сверхтрудностей, ни тех сверхопасностей,
которые они вообразили.
Опыт индивидуальной психологии учит тому, что ребенку в возрасте 2-х лет следует
сказать о том, что он мальчик или девочка. Тогда же следует ему объяснить, что нельзя никогда
заменить его пол и что мальчики вырастут и станут мужчинами, а девочки женщинами. Если
это сделано вовремя, то отсутствие прочего знания не будет столь опасным. Если ребенка
убедили, что девочка не будет воспитываться как мальчик, а мальчик не будет воспитываться как
девочка, в этом случае в его сознании зафиксируется соответствующая половая роль, и он,
несомненно, будет развиваться в соответствии с этой установкой и будет естественным образом
подготовлен к своей роли.
Если же, однако, он будет верить в то, что каким-то чудом сумеет сменить свой пол, то тут
не избежать проблем. Проблемы также будут и в том случае, если родители постоянно
высказывают желание изменить пол ребенка. В «Источнике одиночества» мы находим отличное
литературное подтверждение этой ситуации. Родителям часто нравится воспитывать девочку как
мальчика и наоборот. Они фотографируют своих детей в одежде противоположного пола. Иногда
так случается, что девочка выглядит как мальчик, и окружающие начинают обращаться к ней как к
мальчику. Это может послужить началом для большой путаницы, которой можно легко избежать.
|