Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 140 
Next page End  

любым неприятностям на его пути. А главное, он хорошо подготовится к качественному
выполнению своей работы.
ГЛАВА 13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
В воспитании детей есть некоторые вещи, которых родитель или учитель не должны
допускать, чтобы не лишить ребенка уверенности в себе. Он никогда не должен расти без надежды
из-за того, что его усилия не вызывают немедленного успеха; он не должен заранее переживать
поражение из-за своей вялости, или апатии, или крайней пассивности, как не должен поддаваться
и предубеждению, что на свете есть одаренные и бездарные дети. Индивидуальная психология
утверждает, что заниматься надо всеми детьми, чтобы активизировать их умственные
способности, вселяя в них больше мужества, больше веры в себя; детей надо учить не
воспринимать трудности в качестве непреодолимых препятствий, а с готовностью встречать эти
трудности и преодолевать их. Успех не всегда сопровождает эти усилия, но многие случаи,
оказавшиеся успешными, являются достаточной компенсацией для тех, что не показывают зримых
результатов. Можно предложить следующий интересный случай, в котором наши усилия
возымели успех.
Речь идет о 12-летнем мальчике, шестой год учившемся в начальной школе. У него была
очень низкая успеваемость, что его самого ничуть не беспокоило. Судьба мальчика была поистине
несчастливой. Из-за рахита он не мог ходить до трех лет. К четырем годам он произносил всего
несколько слов. А когда мальчику исполнилось 4 года,
мать отвела его к детскому психологу,
который заявил, что случай с ее сыном безнадежный. Однако мать не поверила этому заключению
и поместила ребенка в учреждение по коррекции детей. Там он развивался медленно и без особой
помощи со стороны специалистов. Когда он достиг шестилетнего возраста, было решено, что он
может поступать в школу. В течение первых двух школьных лет с ним занимались дома
дополнительно по учебной программе потому, чтобы он смог сдавать переводные экзамены. Ему
удалось закончить третий, а также и четвертый классы.
Ситуация же в школе и дома была следующей. Демонстрируя чрезвычайную леность, он
старался всегда быть на виду в школе; он жаловался, что ему не удается сосредоточиться и
сконцентрировать внимание на уроках. Он плохо ладил со школьными товарищами, терпел их
насмешки и всегда выставлял себя слабее других. В школе у него был лишь один друг, которого
он очень любил и с ним одним проводил время. Остальных детей он находил неприятными и не
мог наладить с ними контакта. Учитель сетовал, что мальчик слаб в математике и не может
писать; и это несмотря на то, что он был убежден в способности мальчика учиться так же
успешно, как и другие.
В свете этих фактов из жизни мальчика и тех возможностей в учебе, которые он имел на тот
момент, стало ясно, что подход к нему был основан на ошибочном диагнозе. В то время как это
был ребенок, страдающий от постоянного чувства неполноценности, вернее, речь идет о
комплексе неполноценности. У мальчика был старший брат, который во всем делал успехи.
Родители его утверждали, что он мог поступить в среднюю школу без подготовки. Родители
вообще любят говорить, что их детям необязательно специально готовиться, и те сами не
упускают возможности похвастаться этим. А ведь несомненно, что учение без изучения наук, без
труда невозможно. По-видимому, старший брат научился черпать все знания
на уроках, будучи
чрезвычайно внимательным в классе и удерживая в памяти то, что видел и слышал в школе. Детям
же, которые не столь внимательны на классных занятиях, приходится затем наверстывать
упущенное дома.
И какая же оказалась разница между этими двумя мальчиками! Младшему постоянно
приходилось быть под влиянием гнетущего чувства, что он менее способен, чем его брат, и что он
и ногтя его не стоит. Вполне вероятно, что об этом он слышал частенько и от своей матери, когда
та была недовольна им, а также и от брата, который нередко называл его дураком или идиотом.
Как рассказывала мать, ее старший сын часто бил своего братишку за то, что тот ему не
подчинялся. И вот перед нами результат: человек, считающий себя хуже других. Казалось, сама
судьба подтверждала эту его веру. Школьные товарищи смеялись над ним; в учебе у него никогда
ничего не удавалось; он говорил, что никак не может сосредоточиться. Любая трудность пугала
его. Время от времени учитель намекал мальчику, что ему не место ни в этом классе, ни,
возможно, в этой школе. И не удивительно, что ребенок в конце концов уверился в том, что ему не
выбраться из положения, в которое он попал; и он признал правоту мнения окружающих о себе. А
это уже трагедия, когда ребенок настолько потерял мужество, что разуверился в будущем.
Эту неуверенность в будущем можно было легко увидеть не только потому, как он дрожал
или бледнел, когда мы заговаривали с ним в ободряющей манере, но также и по одному признаку,
который следует всегда отмечать. Когда мы спрашивали его о возрасте (а мы знали, что ему 12
лет), он отвечал, что ему 11. Подобный ответ нельзя принимать за некую случайность, так как
большинство детей знают точно, сколько им лет. Мы часто удостоверялись, что такие ошибки
имеют скрытые причины. Если сопоставить ответ мальчика с тем, что происходило в его жизни, то
Hosted by uCoz