сфере личных интересов, тогда чувство самостоятельности и мужество его начнут крепнуть и он
направит свое стремление к превосходству на положительные дела.
2. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ С ДЕСЯТИЛЕТНИМ
МАЛЬЧИКОМ
Школа жалуется на то, что мальчик плохо учится и на три четверти отстал от своих
товарищей.
Такое отставание в учебе в десятилетнем возрасте вызвало у нас подозрение, что он
умственно отсталый.
В настоящее время мальчик находится в параллели В, а его IQ равен 101.
Следовательно, ребенок не может быть умственно отсталым. В чем же причина его неудач?
Почему он пагубно действует на класс? Мы видим определенное стремление и определенную
активность с его стороны, однако все это направлено не в лучшую сторону. Ему хочется быть
выдумщиком, активным, находиться в центре внимания, но достигать этого неверным способом.
Еще нам видно, что мальчик ведет борьбу со школой. И он боец, а значит, и враг школе; отсюда
мы понимаем, почему он всегда в отстающих : школьную рутину, монотонность трудно выносить
такому борцу.
Он не сразу подчиняется командам.
Так и должно быть. Он делает это осмысленно, что и является, так сказать, определенным
методом в его ярой
непримиримости. Он боец, следовательно, ему приходится противиться
приказам.
Он дерется с другими ребятами; он приносит в школу игрушки.
Он хочет создать собственную школу.
Ему плохо дается устный счет.
Это означает слабость социальной направленности ребенка и следующей за ней социальной
логики (см. гл. 7).
У него наблюдаются дефекты речи; раз в неделю он посещает класс логопеда.
Такая форма нарушения речи проистекает не от дефектов артикуляции. Она является
показателем недостаточности опыта социального общения, что и сказывается на задержке речи.
Язык является средством взаимодействия человеку приходится входить в отношения с другим
человеком. В случае с этим мальчиком мы видим, что он использует нарушения своей речи в
качестве инструмента для поддержания боевитости. И не удивительно, что ребенок не стремится
исправить ущербность речи, потому что излечение означает потерю средства, с помощью
которого он привлекает к себе внимание.
Когда учитель разговаривает с ним, мальчик постоянно качается из стороны в сторону.
Это похоже на то, словно он готовится к атаке. Ребенок не получает удовольствия от беседы
с учителем, потому что он сейчас не находится в центре внимания. И когда учитель говорит, а
ученику приходится его слушать, он является своего рода завоевателем.
Мать ребенка (а если быть точнее, мачеха, так как родная мать умерла еще в его
младенчестве) жалуется только на нервозность сына.
Это таинственное предположение расшатанности нервов мальчика скрывает в себе наличие
множества грехов.
Мальчик получил воспитание у двух бабушек.
И одна из них в этом отношении достаточно слаба,
мы знаем, что бабушки обычно
ужасно балуют своих внуков. И следует хорошенько рассмотреть этот вопрос, чтобы понять,
почему они так поступают.
Это ошибка нашей культуры отторгать от активной жизни старых женщин. Они
противятся такому отношению и хотят, чтобы к ним относились по достоинству, в чем они и
правы. Бабушка хочет доказать важность своего существования, и она делает это, балуя своих
внуков и приучая их к себе. Таким путем она утверждает свое право на признание ее как личности.
Если вы услышите о существовании двух бабушек в одной семье, знайте, что там имеет
место настоящее соперничество. Одной захочется показать, что дети любят ее больше, чем
другую. Естественно, что в условиях такого соперничества за право быть лучшей ребенок
оказывается просто в раю, где получает все, чего только душа потребует. И единственное, что ему
надо для этого просто сказать: «А та бабуля дала мне вот что». Другая бабушка тут же захочет
перещеголять свою соперницу.
Дома этот ребенок является центром внимания, и можно понять, как это внимание
становится его основной целью. В школе же возле него не было двух бабушек, там был лишь
один учитель и много детей. И чтобы оказаться здесь в центре внимания, у него был один лишь
путь бороться за это.
Пока мальчик жил с бабушками, успеваемость его в школе была низкой. Школа не стала
для него пристанищем. Он не был готов к ней. Школа экзаменовала его на предмет умения
сотрудничать с другими, а он не был приучен к этому. Мать является как раз тем человеком,
|