Важным моментом касательно чувства неполноценности и механизма компенсации
является то, что они создают предпосылки для совершения ошибок. Чувство неполноценности
может стимулировать реальное достижение; оно может также завершиться и полным
психологическим приспособлением, которое расширяет пропасть между субъективной и
объективной реальностью. Или, наконец, чувство неполноценности может быть настолько
трагичным, что единственным путем преодоления его может быть развитие психологически
компенсирующих черт характера. Хотя они в конечном счете так и не помогут преодолеть
ситуацию в целом, тем не менее эти черты необходимы и неизбежны.
Выделяют три категории детей, которые наглядно проявляют развитие компенсирующих
качеств. Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым
относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети.
Эта классификация может служить примером трех основных ситуаций, в соответствии с
которыми можно изучать развитие нормальных детей. Далеко не каждый ребенок рождается
калекой, но вызывает удивление, что у многих детей проявляются в большей или меньшей
степени психологические качества, наблюдаемые и у ребенка-калеки. Что касается категории
избалованных детей и детей отвергнутых, практически все дети в той или иной степени подпадают
в один из разрядов, а то и сразу в оба.
Все изложенные три ситуации вызывают чувство ущербности и неполноценности и как
ответную реакцию амбициозность, превышающую человеческие возможности. Чувство
неполноценности и стремление к превосходству это всегда две фазы одного и того же явления
человеческой жизни и потому неразделимы. В патологических ситуациях трудно определить, что
более пагубно преувеличенное чувство неполноценности или завышенное стремление к
превосходству. Оба эти чувства идут в большей или меньшей степени рука об руку. В случае с
детьми мы часто встречаем неординарные амбиции, вызванные преувеличенным чувством
неполноценности; и они, отравляя душу, навсегда оставляют ребенка неудовлетворенным. Такое
чувство неудовлетворенности не ведет к полезной деятельности. Она так и остается бесплодной,
ибо вызвана несоразмерной амбицией, которая может обернуться чертой характера и стать
манерой поведения. Она действует как вечный раздражитель и делает человека
сверхчувствительным, заставляя его быть начеку для избежания обид и преследований.
Типы подобного характера, а летопись индивидуальной психологии полна таких примеров,
превращаются в людей, чьи способности бездействуют, людей, которые становятся, как мы
говорим, «нервными или эксцентричными». Если они зайдут слишком далеко, то могут оказаться
в мире безответственности и криминала, потому что думают только о себе. Их моральный и
психологический эгоизм становится абсолютным. Некоторые из них избегают объективной
реальности, создавая для себя свой собственный мир. Мечтая и лелея фантазии словно
единственную реальность, они достигают наконец психологической умиротворенности. Они
примеряют реалии жизни и разум, выстраивая в воображении свой мир.
Во всех подобных случаях критерием для психолога или родителя является степень
социального чувства, которое проявляет ребенок или иной индивидуум. Социальное чувство
важнейший и решающий фактор нормального развития. Каждое нарушение, приводящее к
снижению социального или общинного чувства, несет огромный вред умственному развитию
ребенка. Социальное чувство это барометр детской нормальности.
Именно на основе принципа социального чувства индивидуальная психология разработала
свою педагогическую технологию. Родители или воспитатели не должны позволять ребенку
привязываться только к одному человеку. В противном случае он может оказаться ограниченно и
недостаточно подготовленным к дальнейшей жизни.
Хороший способ выяснить степень социального чувства у ребенка это понаблюдать за
ним в момент поступления в школу. В это время ребенок встречается с одним из самых ранних и
суровых испытаний. Школа это новая ситуация для ребенка: она покажет, насколько хорошо он
был подготовлен к встрече с новыми явлениями и особенно с новыми людьми.
Именно недостаток знаний о том, как подготовить ребенка к школе, является причиной
того, что многие взрослые оглядываются на свои школьные годы как на кошмар. Разумеется,
хорошо организованная школа часто может компенсировать недостатки воспитания, полученного
в раннем возрасте. Идеальная школа должна служить посредником между семьей и обширным
миром окружающей жизни; она должна быть местом, где обучают не только книжным знаниям, но
также знанию жизни и искусству жить. Но до тех пор, пока идеальная школа сможет исправлять
недостатки семейного воспитания, мы можем прямо указывать на ошибки самих родителей.
Школа может служить своеобразным индикатором при анализе ошибок семейного
воспитания прежде всего потому, что она сама еще не идеальная среда для детей. Дети, которых
не научили входить в контакт с другими, после поступления в школу чувствуют себя одинокими.
В результате к ним особое отношение, что с каждым днем все более и более усиливает
первоначальную тенденцию. Нарушается их нормальное развитие, и они становятся трудными
|