свидетельства о
периоде матриархата, когда мать, женщина играла более важную роль в жизни,
особенно в отношении к детям, а все мужчины племени выполняли перед ней определенные
обязанности. На это указывают до сих пор существующие обычаи и традиции, например,
использование шутливого обращения к каждому мужчине как к дяде или брату ребенка.
Переходу от матриархата к патриархату предшествовала большая борьба. Действительно,
первоначально мужчина не имел своих привилегий, которые, как он сейчас пытается представить,
даны самой природой; ему пришлось бороться за них. Хорошим подтверждением такой эволюции
служит работа Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1885). Победа мужчин была равноценна
поражению женщин. В особенности об этом процессе дискриминации красноречиво
свидетельствуют протоколы принятия законов.
Преимущество мужчин не имеет природного характера, но стало необходимым только во
время непрекращающейся вражды с соседними племенами, когда главенствующая роль выпала на
долю сильного мужчины, который в конце концов прочно захватил лидерство. Параллельно с этим
шло укрепление частной собственности и закона о наследственности как основы закрепления за
мужчиной его приоритета перед женщиной, поскольку обычно мужчина зарабатывает на жизнь и
является собственником.
Взгляд на женскую неполноценность
4
Чтобы оправдать свое лидирующее положение, мужчина прибегает к утверждению о том,
что, помимо того, что оно якобы принадлежит ему по праву, женщина как таковая представляет
собой низшее существо. Подобная постановка вопроса о второсортности женщины настолько
распространена, что это явление кажется привычным для всех людей. Вдобавок, в характере
мужчин можно найти определенный элемент тревоги, который, возможно, сохранился в нем со
времен его борьбы против матриархата, когда женщина действительно была раздражающим
фактором для мужчины.
В истории и литературе мы постоянно встречаем ссылки на это. Так, древнеримский
писатель отмечает: «Mulier est hominus confusio» (Женщина это беспокойство для мужчины). На
церковных соборах предметом жарких дискуссий был вопрос о том, есть ли у женщины душа;
были написаны научные трактаты по проблеме является ли женщина человеком. Охота на ведьм,
казнь их через сожжение длились столетия, и это является печальным свидетельством ошибок,
чудовищной неуверенности в жизни и тревожности того времени в отношении к данному вопросу.
Женщину часто представляют причиной всех зол на земле, начиная от библейской истории
первородного греха или гомеровской «Илиады», в которой женщина была способна ввергать
целые народы в несчастье. В легендах и сказках всех времен показана нравственная
несостоятельность женщин, их греховность, злобность, лживость, непостоянство и неверность. В
подтверждение незыблемости законов как антитезу употребляют словосочетание «женская
легкомысленность». Подобным образом умаляют в женщинах их компетентность и
представительность. В каламбурах, анекдотах, поговорках и шутках всех народов мы встречаем
уничижительную критику в адрес женщин. Их обвиняют в склочности, непунктуальности,
ограниченности и глупости.
Собрано великое множество доказательств женской неполноценности, достаточно только
вспомнить такие имена, как Стринберг, Мобиус, Шопенгауер, Вейлингер. Их круг может
расширить большое число женщин, которые покорно разделяют точку зрения о женской
неполноценности и о заслуженной ею второстепенной роли. Неуважение к женщине также
выражается в очень неравноценной оплате за ее труд, намного меньшей, чем за труд мужчины,
даже если они выполняют одинаковую работу.
Правда, тесты по выявлению способностей показали, что по определенным предметам,
таким, как математика, преуспевают мальчики, а, например, в языках успешнее девочки.
Мальчики действительно обнаруживают больше способностей, чем девочки, к тем дисциплинам,
которые готовят их к мужским профессиям. Однако здесь речь идет, по-видимому, только об их
большей способности. Если более пристально приглядеться к девочкам, то обнаружится, что
рассказы о низких способностях женщин не более чем выдумка, ложь, которые только на первый
взгляд похожи на правду.
Дальнейшим аргументом против предрассудков о женской несостоятельности является
весомое число женщин, которые стали выдающимися личностями во многих областях жизни,
особенно в литературе, искусстве, технике и медицине; и их достижения на этих поприщах
нисколько не уступают достижениям мужчин. Между прочим, можно встретить огромное
количество мужчин, которые не только не блещут какими-либо достижениями, но и проявляют
высокую степень некомпетентности, что могло бы стать основанием для мифа о
несостоятельности мужчин, что в конечном счете также будет несправедливо.
Серьезным результатом мифа о неполноценности всего, что несет в себе черты женского
начала, является своеобразная полярность позиций. Все мужское просто идентифицируется с
значимостью, силой и непобедимостью; женской половине отводится покорность, раболепство и
второсортность. Подобный образ мышления настолько глубоко укоренился в нашей культуре, что
|