Михаил Веллер
Кассандра
Так создан мир, мой Гамлет!
Так создан мир
"
Шекспир
I. Концепция человека
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
1. Что такое человек?
1. «Двуногое животное без перьев», усмехнулся Платон.
2. «Общественное животное», уточнил добросовестный Аристотель.
3. «Высшая ступень живых организмов на Земле», классифицирует биология.
4. «Особый род сущего, субъект социального процесса, творец культуры,
исторического развития; биосоциальное существо», напрягаются философские
энциклопедии.
5. «Мыслящее, но главным образом водящее и чувствующее существо», -решила
философия жизни устами Шопенгауэра, Кьеркегора и Ницше.
6. «Homo faber» «человек деятельный», определяет позитивизм.
7. А Макс Шелер, развивая философскую антропологию в отдельную науку, развернул
типологию: трактовки человека религиозная, рациональная, деятельная, психологическая и
вообще как помешанной обезьяны, свихнувшейся на «духе».
8. Итого. Что такое человек, все знают. Но исчерпывающе и всеобъемлюще
сформулировать не могут. Смотря на каком уровне формулировать: физики, биологии,
социологии, психологии, истории, философии, религии.
9. Нас интересует базовый уровень. А базовых уровней здесь получается два. Первый
уровень энергии: всеобщий, бытийный, всеохватный. Объективный. Человек как
неотъемлемая часть Вселенной. И второй уровень -субъективный максимально
разнесенный от первого, противоположный ему. Уровень психический, сенсорный, в основе
которого лежат первичные ощущения, эмоции. Человек как совокупность психических
процессов его нервной системы. На этом уровне он познает мир и себя самого, на этом
уровне мир в человеке отражен. Напрашивается и третий уровень разума, отличающего
человека от прочих существ: но об этом ниже.
Все прочие уровни существования человека биологический, социальный,
экономический, религиозный, культурный, технический лежат между названными двумя,
базовыми, крайними, предельными (как пластины аккумулятора между крайними
обкладками левее и правее уже ничего нет). И, следовательно, могут быть правильно
поняты во взаимосвязях всех явлений лишь в рамках единой общей системы, единой
всеохватной шкалы Бытия, где на одном полюсе Вселенная как совокупность агрегатных
состояний единой энергии, а на другом субъективные ощущения «познавателя» этой
Вселенной, в психике которого она отражена, и этой психике только и остается самой себя
познавать. Если хотите полюса сугубо материальный и сугубо идеальный.
|