фашизм и там, где им не пахнет. И любого голливудского благородного мстителя фашистом
объявим.
Не надо безмерно раздвигать понятие символа «фашизм».
12. Об атрибутике и сути. Мы их, ясен день, различаем. Торговлю на блошином рынке
символикой III Рейха к пропаганде фашизма не приравниваем. Рокера в каске и с Железным
крестом на шее в фашизме еще не обвиняем.
Но что такое атрибут? Знак сути. Перенос значения с явления на условный предмет
(условный жест, условный возглас).
Неформальное тяготение к атрибутике сильного и опасного врага вещь довольно
обычная. Ничем нельзя мне так польстить, как моей черкесской посадкой и умением носить
горский костюм, отмечал Печорин. Щеголяли трофейным оружием и перенимали манеры и
близко не имея в виду предательства или смены взглядов. Когда курсанты Ленинградского
артиллерийского училища перешивали пилотки на немецкий манер их «правильное
понимание политики партии» изменений не претерпевало. Можно отметить определенное
озорство, эпатаж, черный юмор, желание выделиться -но не растление фашистской
идеологией: уж воспитывали в старые времена советских офицеров крепко.
Так в чем же все-таки причина этой тяги?
13. Не было в СССР семидесятых годов более популярного сериала, чем «Семнадцать
мгновений весны». И не было более популярных персонажей, чем Штирлиц и Мюллер. Ну,
Штирлиц советский герой-разведчик, красавец-рыцарь без страха и упрека. А папа
Мюллер, Мюллер-гестапо к нему откуда симпатии? Что, дело только в обаянии
сыгравшего его Броневого? Почему фразы главы гестапо разошлись в народе на цитаты? Ум,
ирония, выдержка привлекали? А жестокость и преданность злодейству почему не
отталкивали: почему образ не был воспринят как именно отрицательный?
14. Почему фашисты в кино так хорошо, элегантно, одеты и производят впечатление
частиц мощной, опасной, стройной силы? Эта черная форма, стройнящая фигуру, эти
высокие тульи фуражек с черепами, эти блестящие облегающие сапоги? Солдаты: эта
соразмерная крепость фигур в мундирах, глубокие каски, низкие подкованные (явно
подкованные, по походке видно!) сапоги, засученные по локоть (помесь мясника и
курортника) рукава, безотказные кургузые «шмайссеры» и готовность страшновато,
равнодушно, неотвратимо убивать. А может быть, воин так и должен выглядеть:
беспощадная смерть врагам в эстетизированном обличье?
15. Фашизм для нас восходит к III Рейху, который давно нами повержен и исчез.
Соприкасаясь с ним сейчас, мы имеем дело не с реальным явлением, а с мифом. Миф создан
уже не столько «ими», сколько нами. Подправили в соответствии со своими: социальным
заказом; идеологией; психологией; законами искусства, каковые законы проявляются не
только в литературе и кино, но и в историографии: писаная история весьма зависит от того,
кто ее пишет, его не только сознания, но и подсознания в историю неизбежно привносится
личное отношение, и в этом ее родство искусству, и увы тут науке, с чистотой ее дело всегда
обстояло не совсем
16. Одна из сильных и опасных сторон мифа коррекция идеи побежденного и
канувшего явления. В реальном мире идея являет себя через реалии и тем всегда снижается,
замусоривается, прибегает к осуждаемым средствам, она деформируется и подвержена
дегенерации. Вполне прекрасен в идеале социализм и весьма скверен в реальности.
А вот ежели чего в реальности нет можно сколько угодно говорить о высоте и
прекрасности идеи. Ну, вроде того, что обожествить можно только мертвого, живой всегда
сильно несовершенен.
Сегодня фашизм официально как идея символ не просто зла, но зла отвратительного
и кровавого.
А вот если кто-то, по каким-то причинам, вопреки официальной точке зрения и
имеющейся негативной информации, склоняется к фашизму он имеет дело с идеей, которая
представляется положительной. Реалии прошлого он или отбрасывает, или подтасовывает,
|