Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 193 
Next page End  

так.
Какие же у нас основания полагать, что две нации могут сосуществовать без
конфликтов? Благие пожелания. Ну-ну.
3. Ежели, конечно, всем дать отдельные благоустроенные квартиры со звукоизоляцией
и одинаковые приличные зарплаты, то оно конечно. И пусть каждый живет в собственном
доме и не лезет к другим. А в гости ходит вежливо и не надолго, по приглашению. А
помогает другому, если тот попросит. Как гласит старинная немецкая пословица, чем выше
забор – тем лучше отношения.
Это называется ксенофобия. Это нехорошее слово. Оно и означает желание
отгородиться от других.
Черт. Мы против ксенофобии. И против национализма. И наш мир далек от
совершенства. Национализм мы считаем вроде порока. А с пороком мы не очень стремимся
разбираться, мы предпочитаем его осуждать и как-нибудь гуманно… э-э… уничтожать? Нет,
это негуманно – уничтожать… ну, делать так, чтобы его не было. Как? Ну, опять же
осуждать. Ну, чтоб не проявлялся.
4. Если явление никак не будет проявляться, то его вроде бы почти и не будет. Лучший
способ ликвидации порока – загнать его внутрь. И пусть сидит, не высовывая носа.
Примерно так мы боремся сегодня с национализмом. С одной стороны -свобода мысли.
Думай что хочешь, это твое право. С другой стороны, национализм – это плохо. Можешь
думать о нем что угодно, но говорить должен только должное – что это плохо, ошибочно,
порочно.
В результате болезнь вдруг там или сям вылезает наружу, и железные прутья лупят по
ларькам, пылают общаги иммигрантов, взмывают над толпами националистические лозунги
– и заламывают руки моралисты и журналисты: «Боже, откуда у нас национализм!»
5. Везде, где есть «отцы и дети», есть и конфликты отцов и детей: поколений. Есть два
пола – есть конфликты между мужчиной и женщиной. Богатые и бедные – конфликты
имущих и неимущих.
Национальный вопрос есть везде, где есть больше одной национальности . Иначе и
быть не может.
Он может быть скрытым или явным, мягким или жестким, но он не может вообще не
быть.
Он может даже носить неконфликтный характер. Это означает, что конфликт терпим,
переносим, не нарушает более или менее нормальное течение жизни, не проявляется в
эксцессах, не требует конкретного и немедленного разрешения.
Все хорошо и поровну – вроде и нет конфликтов. Нехорошо и непоровну -конфликты
вылезают.
6. Человек ощущает себя не только индивидуумом, но и частью – народа: с его
территорией, языком, культурой, ментальностью, историей, этническим типом, наконец. Он
гордится достижениями и достоинствами своего народа, он к ним причастен. Он имеет и
осознает свои права как представителя своего народа. И он хочет, естественно, жить как
можно лучше.
И вот в его стране появляются представители другого народа. Рефлекс -хоп: чужие!
Хорошие, плохие – это потом. Первое: они отличаются от нас (чем бы то ни было), они не
такие, как мы, – они не мы.
Первым делом срабатывает комплекс коммунальной квартиры: что они делают в моем
доме? Они раздражают. Они обращают на себя внимание. Чуть что не так – подозрение на
чужих: это они сперли половую тряпку или не выключили свет в уборной.
Такова человеческая психология, и хоть ты тресни. Человек всегда предпочитает искать
(иметь, полагать) причину любого дискомфорта вне себя, а не внутри себя. Народ –
аналогично.
7. И вот один чужак ассимилируется. Он говорит на местном языке, как на родном. Он
женится на местной и называет детей местными именами. Он исповедует ту же религию и
Hosted by uCoz