5. А далее, ребята, вот какая интересная и принципиальная штука.
Объем Бытия-внутри-нас для конкретного человека величина более или менее
постоянная. (Информативная емкость мозга.)
Мозг устроен так, как он устроен. Объем и степень его возбуждений от культурной
подготовки не зависят. Тип нервной системы не меняется. Меняется только система
раздражителей, развитая у людей культурных в сторону условных сигнальных систем.
Искусств, то есть, и прочее. Дикарь будет переживать по другим поводам и пускать энергию
центральной нервной системы в других направлениях след вынюхивать или дубину
камушком полировать.
Русские и европейцы любят твердить о тупости американцев. Правда, большинство
нобелевок у них. Они не тупые, не надо песен. Их внутренний мир просто больше занят
профессией и бытом: они больше работают, большего достигают в деле, и богаче живут,
потребляя больше всего. Их внутреннее бытие в основном занято внешним, очень большое
совпадение.
И вот культура съеживается на периферии, принимая форму примитива и
начетничества. Человек может знать из телевизора и газет по паре фамилий
композиторов, писателей, художников, и это позволяет ему считать себя культурным
человеком. Какая культура у затурканного клерка, делающего бабки по маленькой? А тоже
хочет уважать себя.
И появляются адаптированные проспект-издания классики. «Война и мир» на двадцати
страницах. Музыка, спортсоревнования, исторические герои все есть, просто очень кратко
и примитивно.
Структура культуры сохраняется.
6. Вот мы и подошли к структуре социокультурного пространства,
Современный цивилизованный человек твердо знает в этом плане две вещи.
Первая. Его народ не дерьмо, и в культуре в том числе. Может, не все главные
мировые гении были у его народа. Но тоже были, и неслабые.
Вторая. В любом деле вообще, в любой сфере культуры в частности, есть самые
талантливые и крутые, и есть просто мощные и знаменитые, а ниже уже те, кто помельче.
Мы можем назвать это структурным архетипом культуры, если кому нравится Юнг. А
можем назвать мифологизированным сознанием. А можем еще много как. А можем обойтись
без терминов.
И для простоты взять тех же американцев, охаянных интеллектуалами от культуры, и
обратиться к американскому рынку русских художников, скажем.
Рынок он обладает таким параметром, как емкость. Так вот, емкость американского
рынка русских художников десять человек. Может, восемь или двенадцать, не суть. Но. Но.
Одиннадцатому уже нет места! И если он хочет утвердиться вольно или невольно ему
придется вытеснить одного из тех десяти. Вытесненный не хуже пришедшего и остальных!
Ну или надоел, или в моду не попадает, или с имиджем промахнулся, но нету ему места,
нету! Разве что на редкого любителя и уже за куда меньшие деньги.
Другой пример. Званый обед. По люксу. Сто гостей. Все супер. И сто блюд. Но столько
не сожрать. Каждый надкусит от силы по тридцать. И через пару обедов строится рейтинг
блюд. Шкала спроса. Топ-десятка на всех. Следующая восемьдесят порций. Третья
шестьдесят. Восьмидесятое блюда едят двое, девяностое один, сотое не жрет никто.
Управляющий считает бабки. Двадцать последних отбрасывается. Еще полета
минимальные количества. Через десяток обедов количество блюд уменьшено до оптимума
-пять коронных, десять второразрядных, еще десяток по мелочи. Прочее ешь себе в другом
месте, не за главным столом.
За этим вот столом вкушают национальную культуру.
7. Итак. Культурный рынок имеет определенную емкость. А где начинается этот
рынок? В голове. Сфера культуры в сознании имеет определенную емкость. Скажем:
Любитель поэзии может потребить за раз сто строк хороших стихов. Дальше наступает
|