славу отдельного Пантеона.
А дальше и ниже стоят скамейки для публики помельче. Ее не всегда заметно по
темным углам. То луч на такой личности а то ушел в сторону.
А там и дверцы в незаметных панелях. Кого-то вынесли, кого-то внесли.
Готово? Пьедесталы расставлены? Заноси!
И вот начинается ругань и давка.
8. В культуре плохо обстоит дело с объективными критериями, зато хорошо с
желанием каждого человека и народа быть некультурнее (позначительнее) в собственных
глазах. Поэтому обычно строят два Пантеона собственный, «национальный» и мировой,
общий. Свой к глазам поближе мировой подальше: происходит перспективное искажение
величин, двойной стандарт.
Вот литература разумеется: один из главных аспектов культурности. Грузия
Руставели. Украина Шевченко. Польша Мицкевич. Узбекистан и Иран Хайям. Швеция
Стриндберг. Россия Пушкин. Греция Гомер. Италия Данте. Франция Гюго
отталкивает Вольтера и Рабле. Германия -Гете. Англия Шекспир. Это домашние
Пантеоны.
В общем, мировом, выходит так: в центре и выше прочих Шекспир. Чуть ниже на
пьедестале Гете и Данте, а почетным особняком, победитель забега ветеранов, Гомер,
Гомер. Поблизости, на перворанговых пьедесталах -французы и Хайям. Стриндберга
заметить можно, Руставели нужно долго искать. Славяне, первые номера своих Пантеонов,
увы, не просматриваются. Хотя хорошо заметны перворанговые дома русские Толстой и
Достоевский, и даже Чехов. Хотя уступают Диккенсу, Гюго и Бернарду Шоу. А где же
великие Якуб Колас и Там-сааре? Про них швейцар не слышал.
Литературные оценки страдают субъективизмом? Возьмем более объективные
величины из области, казалось бы, реальной, истории. Для лучшего рассмотрения из
ближайшей, новейшей истории.
Вот II Мировая война. Вот знаменитое сражение при Эль-Аламейне. Для англичан оно
вроде Сталинграда. Немецкие потери убитыми и ранеными 8 000 человек. Их потери в
Сталинграде 350000 человек. В масштабе ничего общего. Но должны же англичане
объяснить себе и миру, что это они выиграли войну в воздухе, на море и на суше.
Лучшие асы-истребители русских, англичан и американцев по числу сбитых ими
самолетов в Люфтваффе вообще не были бы заметны среди прочих: 30-50 побед против
200-300. Но герои выбираются из тех лучших, которые есть. Запомните эту простую
формулу:
Герои выбираются из тех лучших, которые есть.
Она применима ко всему в культуре. Ко всему.
9. Что произойдет, если завтра из нашей культуры из нашего сознания исчезнет
Шекспир? Вот не было! Но первое место есть всегда. Так на нем окажется Гете или Гюго,
скажем. И получат дополнительную дозу лавров. В их сочинениях не изменится ни одной
буквы. Изменится их позиционирование в нашем сознании, в нашем социокультурном
пространстве.
10. Простой народ Пушкина не читает. И вообще почти ничего не читает. По
статистике даже дюдиков на душу населения мало читает. Но твердо знает, что Пушкин
это наше солнце и наше все. Откуда он это знает? И очень просто:
а) должен же быть у нас супергении;
б) это все знают;
в) нам так сказали и продолжают говорить.
То есть:
а) есть место для Номера Первого в нашем социокультурном пространстве,
уготованное структурой сознания;
б) компетентные специалисты, уважаемые знатоки истории и литературы, ставят его на
это место: а кого еще-то? все верно.
|