Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 193 
Next page End  

можно выделить больше, можно каждый пункт развернуть, но все и так понятно.
Эти ценности (вещи, занятия, качества, достижения) обогащают жизнь, разнообразят
ее, украшают, делают полнее и лучше, интереснее. Но. Но. Жизнь дороже них. Ориентация
на них – или эгоистична, направлена на себя и для себя, – или вторична, является средством
для достижения большей (субъективно) ценности: сколотить миллион и совершить подвиг –
чтобы добиться любви и славы.
Личностная ценность находится в подчиненном отношении к жизни индивидуума .
Она для жизни, а не жизнь для нее. Во главу угла поставлены счастье и благополучие
индивидуальной личности. Ради личностной ценности можно пожертвовать даже многим, но
в результате тебе все равно должно стать лучше и благополучнее.
Но есть ценности, которые жизни конкретного индивидуума могут противоречить.
Вопрос: что это за ценности, и второй вопрос, более существенный – на фига такие ценности
человеку нужны?
(О морали мы сейчас говорить не будем – см. главу «Мораль» в книге «Все о жизни».)
Есть надличностные ценности биологического порядка – видовые, групповые,
семейные. Кабан-секач выходит навстречу хищнику, чтобы защитить семью со своим
потомством, самцы-шимпанзе бросаются на тигра, если это поможет скрыться стаду с
детенышами. Короче – вооруженный самец готов пожертвовать собой в борьбе с врагом,
чтобы его семья (род, племя, вид, генофонд) продолжилась. Тут все просто и целесообразно.
Жертва собственной личностью ради выживания вида. У человека то же самое. Понятнее
всего -мать жертвует собой ради детей. Дети как надличностная ценность.
Но есть ценности куда менее внятные, целесообразность которых так просто не
просматривается.
Любовь . Вот две семейные пары, идиллически ладящие. И вот злой рок (измена,
охлаждение, катастрофа, война, преступление) их разлучает. Один муж (берем мужчину как
более активную сторону) огорчается сильно, переживает, утешается, женится на другой и
живет с ней не хуже. Другой сходит с ума, смириться не может, убивает ее, или вешается
сам, или то и другое. Или горюет всю жизнь бобылем, предаваясь воспоминаниям.
Поведение первого целесообразно, второго – отнюдь. А ведь именно его чувство оказалось
сильнее, именно он любил. Пока все было благополучно – разнице в силе чувства не в чем
было проявиться. Разница высветилась в экстремальной ситуации.
В первом случае – жизнь главнее любви, любовь в нее входит как хорошая, желаемая,
комфортная, важная ценность – составляющая. Во втором -любовь получается главнее
жизни, дороже, жизнь подчинена ей. В первом человек любит ради себя, себе во благо, во
втором уже как бы и не известно, во имя чего: эта некая абстрактная «любовь» оказывается
ценнее его жизни, стоит выше интересов собственно его личности.
И вот в этом втором случае человеку склонны многое прощать. И даже складывать о
нем легенды, баллады и мифы. И в некоей табели о рангах ставят его безоговорочно выше
первого. Ибо у него есть то, чего у первого нет. Высшая ценность, которая выше жизни. По
сравнению с ним – первый недочеловек. Обделили его боги высокой душой.
Любящий готов на все на свете. Уподобляющийся любящему ~ не готов. Чувство не то,
стимул не тот – ценность не та. Любящий крупнее, сильнее, значительнее, перевернет горы и
пожертвует собой. Может быть слаб, неказист, неумен – но нутром крепок.
Нелюбящий ограничен объемом своей шкуры. Любящий не ограничен ничем, кроме
предела всех своих возможностей, и этот предел может отодвигаться любовью удивительно
далеко.
Нелюбящий есть не более, чем он сам. Любящий есть более, чем он сам. Он подстегнут
и причастен к большему, чем он сам. Да он существо более высокого порядка. Он
первосортен по сравнению с второсортным, который не способен так любить.
Его уважают и ему завидуют. Даже если жалеют и посмеиваются. В его жизни больше
горя, но и счастья может быть больше. Он являет свое превосходство. Он обладает
ценностью большей, чем он сам.
Hosted by uCoz