17. Предопределенность
На уровне вообще Бытия появление и наличие государства обусловлено
энергоэволюцией Вселенной, разворачивающейся по линии усложнения системообразования
и нарастания энергопреобразования. Посредством государства люди совершают все большие
действия.
На уровне психологическом, субъективном, индивидуальном уровне монад, появление
и наличие государства обусловлено внутренне присущей человеку потребностью переживать
больше разнообразных ощущений и совершать больше максимально возможных действий,
полнее реализовывать инстинкт жизни.
Экономический, социальный, политический и прочие уровни существования
государства обусловлены вышеназванными двумя и проистекают из них. Они не являются
базовыми, фундаментными, всеопределяющими, первичными. Они -следствия из первых
двух, базовых. Они как бы находятся между ними.
Государство в целом, государство как система, каковой оно и является, может быть
понято лишь при учете двух своих базовых уровней. Так шкала линейки имеет левую и
правую ограничивающие риски, крайние метки отсчета. Так пластины аккумулятора
расположены между крайними, укрепляющими и конечными, обкладками.
18. Происхождение государства и семья
В принципе может быть семья без государства отшельники-хуторяне с натуральным
хозяйством, и государство без семьи Запорожская Сечь.
Нельзя рисовать восходящую линию социальной эволюции как:
семья-род-племя-союз-государство. Временные семьи есть у всех животных, а у многих
постоянные, на всю жизнь. В Спарте роль семьи была сведена к простому упорядоченному
деторождению, а государство было сильное и долговечное.
Сказать, что появление семьи предшествует появлению государства все равно что
сказать, что появление человека предшествует появлению государства. Семья не прообраз
и не праоснова государства, семья лишь форма существования индивидуального человека.
Человека разумного под другим углом зрения можно назвать «человеком семейным».
Неразумного тоже можно.
Были семьи моногамные, полигамные, групповые простые и с разнообразными видами
внутренней перекрестное не суть важно.
И вряд ли правильно объявлять моногамную семью более совершенной, чем прочие.
Ислам с его четырехженством достиг немалых вершин цивилизации, а вороны с их
моногамией цивилизации так и не создали.
Семья биологическая система, обусловленная двуполостью вида. В государстве люди
друг друга имеют только в переносном смысле.
Семья для государства все равно что личное хозяйство колхозника для колхоза как
системы: хорошо бы эти личные хозяйства отобрать и заставить всех пахать исключительно
на колхозном поле. Да не получается. Платон создал дивную модель идеального государства
без семьи, но внедрить не сумел, хотя бегал с этой идеей по всей Греции, пока
впечатлившийся Дионисий не законопатил его на рудники.
То есть: не человек через семью приходит к государству а «человек семейный»
приходит к государству.
Есть разница.
И семья, и государство системы. И в той, и в другой человек вступает в ролевые
отношения. И в той, и в другой больше пашет, разделяя функции. Только семья попроще, а
|