как нельзя более обычно. Правда, когда грабят нецивилизованных это тоже обычно.
Повторяем, это может быть весьма и во всех смыслах (кроме военного, бойцового)
неразвитое государство но система наличествует.
Александр Македонский, имея в виду всемирное насаждение эллинских свобод и благ,
сокрушил кучу восточных деспотий и южных торговых республик, и не только. Насадить он
им, кроме болячек, ничего не сумел. Некоторые считают не успел. Скорее греки
перенимали обычаи и культуру завоеванных по мере краткого или продленного времени.
Разрушил он навсегда а созданными остались, на известное время, разве что библиотека и
маяк в Александрии. Но дел он наворотил и в историю въехал на Буцефале. Кумир юных
героев двадцати с лишним веков.
Что кормит захватчика? Вооруженная экспансия. И это дело системе нравится.
Созидать она станет не сразу и не всегда, а грабить будет, пока есть кого грабить.
Добывается оружие, рабы, одежды и украшения, продовольствие и кони. А зачем
остальное-то уничтожать? Чтобы не было потенциальных врагов. Профилактика. Чтобы
чужая культура не влияла на собственную. Инстинкт самосохранения системы, доказавшей
свое преимущество над чужой. Чтоб свои возможности показать себе, своим, врагам.
Самоутверждение и самореализация личности и через то системы.
Хищник живет плотью поедаемых животных. Оно щиплет травку пятнадцать часов в
день и переваривает круглосуточно а он наедается за четверть часа на трое суток. Это
более эффективный способ потребления энергии: быстро, много, уже преобразованной из
растений. Вроде «сникерса»: съел и порядок. Хищник как усовершенствованная
биосистема, опосредованно, через «фильтр-обогатитель», работающая на энергии веществ
земной коры и на солнечной энергии. Сам он травой питаться не может, сдохнет, а жить
надо.
Аналогично государственная система стремится получать энергию самым
эффективным из доступных ей способов. Если отобрать у другого быстрее и проще, чем
делать самому отбираем.
И это вовсе не всегда имеет форму грабежа. Идеологически и нравственно это может
облекаться в самые разные одежды.
В эпоху крестовых походов христианская цивилизация отнюдь не стояла на более
высокой ступени развития, чем исламская. Дамасская сталь была лучшей в мире. За
азиатские шелка отваливала баснословные деньги европейская знать. Восточная литература
была изощренной и изящной. Врачи, математики, астрономы Востока могли дать много
очков вперед европейским. Что же сделали гордые рыцари? Двинулись на Иерусалим под
лозунгом освобождения гроба Господня и разнесли все восточное, что смогли. Откуда у них
брались деньги на кампанию? С крестьян драли, у купцов занимали, короли свою казну
задействовали; церковь обосновательную базу подбивала. Государственная система в
действии. И государства, «созидательный момент» в которых «застоялся», на время стали
деструктивными: захватывали «без толку», убивали-грабили, уровень цивилизации
захваченных территорий не повышали, но старались понизить до своего.
Заметьте: кончились, и весьма бесславно, крестовые походы и начался Ренессанс:
энергия системы направилась в другое русло.
Не созидание как. таковое цель государства. Цель его как системы -производить
максимальные действия, переструктурировать бытие насколько возможно.
Чем превыше всего бредили мальчики тысячелетий? Подвигами. Какими? Наотбивать в
шахте больше всех угля? Хренушки, пусть рабы уголек колют. Военными подвигами. На
своей территории? Нет, это бедствия, от них боги нас избавь. Малой кровью! на чужой
территории! Карфаген? разрушить! Персов? сжечь! Иерусалим? захватить! Царьград?
щит на ворота прибить, чтоб знали! И дойти до последнего моря, и спеть там песню о
золотом Керулене и голубом Ононе.
Влияние идеологии отбрасывать не надо, но в основе лежит естественная тяга к
максимальным ощущениям и максимальным действиям.
|