структура управления. Мощная экономика. Груды добра. Чудеса техники (свои для эпохи).
Благополучие, благосостояние, права и свободы в актуально возможных пределах.
Устаканилось все. Более или менее стабильный мир и благосостояние на актуально высоком
уровне.
Одновременно государство бюрократизируется. Одновременно появляются
официальные нахлебники, дармоеды. Одновременно права личности блюдутся законом.
Одновременно множатся инструкции и предписания, часто бессмысленные и
противоречащие друг другу. По мере развития любая система входит в стадию дегенерации,
и государство не составляет исключения.
И вдруг оказывается, что в этом государстве исчезают надличностные ценности. Если
жизнь личности, ее права и свободы (это для нашей цивилизации) превыше всего то чего
ради идти на костер? Чего ради изнемогать в работе за кусок хлеба, если и бездельником с
голоду не подохнешь? Чего ради рисковать жизнью в экспедиции за сокровищами, если
лучше стать биржевым брокером?
Идеалы снижаются. Культ героя-воителя исчезает. Место великих владык занимает
временная шелупонь. Почитается набитый карман, способ набивания не имеет значения.
Личная доблесть заменяется законопослушанием.
По достижении государством определенной высокой стадии общественного
благополучия оно начинает уже в меньшей степени удовлетворять потребности человека в
максимальных ощущениях, как положительных, так и отрицательных. И в этом его
ослабление. Ослабление основной системообразующей функции. Ибо люди
самоорганизуются в государство не для того, чтобы производить больше -а, на базовом
уровне, уровне ощущений личности для того, чтобы получать больше упомянутых
ощущений: и через то и тем самым полнее реализовать свои возможности (возможности
своей личности как психической совокупности).
Государство-то еще продолжает пахать во всю силу. Производить горы добра и
дребедени. Количественно все в порядке, энергопреобразуем среду. Но качественный,
принципиальный характер производства меняется. Поясняю. Вот пришел
пионер-первопроходец с фургоном. Истребил индейцев и бизонов. Распахал землю, поставил
дом, нарожал семью. Образовалось то, чего раньше не было а из Англии он свои кости
унес, там стало им меньше. А вот его правнук. Пашет на тракторе, вносит удобрения,
пшеницы собирает с прадедовского участка в семь раз больше, положим. Производство
выросло. Но принципиальных действий больше не произведено, качественно мир больше не
изменяется.
А вот его уже внук открыл сеть закусочных. Рабочие места, все пашут, деньги
зарабатывают, хозяин богатеет. Но жрать-то люди больше не стали! Пшеницы для этого
больше не надо! Производятся услуги. Но мир перелопачиваться перестал. (Конечно,
образуется и производство «обслуживания услуг», но основная часть человеческой энергии
идет уже не на переделывание мира, а на «перекрестные обслуживающие действия», мир как
таковой не меняющие.)
«Обслуживающая экономика» есть снижение основной объективной сущности
государства энергопреобразовывать окружающее бытие. С точки зрения Вселенной
экономика начинает работать вхолостую. Разделение труда, резко повышавшее
продуктивную производительность, за определенным пределом начинает снижать КПД
человеческой деятельности: вроде и трудится, а вроде ни фига Вселенной нет с этого толку.
То есть. Человек как «система ощущений» начинает менее эффективно
функционировать меньше получает максимальных положительных и отрицательных
ощущений. А как «система действий» тоже: все меньшую часть энергии пускает
собственно в действия, т. е. в энергопреобразование окружающего мира. Суета вместо
работы.
А государство при этом уже выполнило свою историческую функцию -принципиально
переделать в этом мире все, что могло. Машина сконструирована, создана, опробована, на
|