Отношение к смерти
Отношение общества к смерти первейший аспект его идеологии и показатель
духовного здоровья. Что есть смерть человека для нашей цивилизации?
Прежде всего наша цивилизация не хочет смерти, а хотела бы, чтоб смерти вовсе не
было поэтому предпочитает не касаться этой темы и делать вид, что как бы этого почти и
нет. Отношение к смерти можно сформулировать так: «Она плохая, ее не надо, надо избегать
и ее, и разговоров о ней, и не надо обсуждать, и прилично подобает вести себя так, будто ее и
вовсе нет».
Главным благом провозглашена жизнь. Все, что делается ради жизни -хорошо. А
поскольку смерть противоречит жизни это главное зло, и надо постараться избавиться от
него, насколько возможно. Если в реальности есть медицина и средства продлить жизнь то
в сознании смерть надо насколько можно потеснить, стереть, утопить, скрыть.
Таково сегодня торжество гуманистической либеральной идеологии -нашего
цивилизованного достижения.
Но поскольку в конце концов от смерти никуда не деваться каждому то «каждый
умирает в одиночку», разбираясь со своими сомнениями, ожиданиями и страхами.
Сегодня мы находимся в фазе, когда благой гуманный порыв достиг степени абсурда и
обратился в свою противоположность тупую, бездушную и жестокую.
Сегодня, когда я пишу эти строки, пришло сообщение о смерти несчастной англичанки,
которой Лондонский и Страсбургский суды приказали продолжать мучения, пока она не
умрет естественным порядком. Собственное желание мученицы никого не интересовало,
право распорядиться своей жизнью у нее было отнято. У нее был дом, муж, дети: очаг.
Страдающая и обреченная, она молила об одном: инъекции, которая позволит ей без мук и с
миром умереть в родном доме, в кругу семьи. Два месяца спустя, безгласный паралитик, она
умерла в приюте, на казенной койке, среди чужих, мучась до последнего мига.
Если бы муж, готовый и согласный, сделал ей вожделенный укол он сел бы на
четырнадцать лет. Если бы он перерезал горло другому, здоровому человеку, молящему о
жизни его наказали бы таким же образом.
Речь сейчас не о лоббировании закона об эфтаназии. Вопрос надо ставить шире.
Любой солдат, если в бою товарищ с разорванным животом и оторванными ногами
просит прекратить его мучения, за выполнение этой просьбы должен быть расстрелян. По
закону так. Хотя на деле не соблюдается. На всех войнах случается такое.
Гуманизм развивался до тех пор, пока не перекосил извечные представления людей о
добре и зле. Мяч сплюснулся об стенку пора бы лететь ему обратно.
Смерть дело ответственное. Умереть надо уметь. Это последнее дело в твоей жизни, и
оно важное. Чего ты стоил, каким явил себя для памяти всех остающихся весьма
определяется этим шагом. И люди всегда это знали, чего ж тут не знать.
Был ритуал, была церемония, была культура умирания, подготовка психологическая и
мировоззренческая. Человек прощался, подбивал бабки, и это была важная часть общей
бытовой и духовной культуры.
Ну так мы, гуманисты и либералы, выкинули акт смерти из духовной культуры.
Нет-нет, все будет хорошо, доктор велел принять вот это мы пытаем умирающего, втыкая
ему в мозг лучи-иглы надежды и сомнения. Мы не помогаем ему уйти с миром.
Заметьте: запрет по-человечески умереть неразрывно связан с запретом
по-человечески убить . Наша цивилизация норовит отринуть все надличностные ценности
чтобы превратить человека в «разумное», наслаждающееся комфортом, эгоистичное
животное, для которого ничего не должно быть дороже физического существования. Хотя
тем и характерен человек, что имеет (должен в норме иметь) надличностные ценности,
которые ему дороже физического существования. Честь, долг, идеал.
Если три юнца с канцелярскими ножичками могут захватить авиалайнер -значит,
пассажиры лайнера выродились в дерьмовый народ, каждый отдельный человек которого
|