тенденциями, также нежеланный, потому что в семье есть две любимые, без каких-либо отклонений,
дочери 15 и 17 лет, одну из которых любит мать, а другую отец. Паранойяльно настроенная мать с
непоколебимой решимостью говорит про сына: «Мы растим преступника», в результате чего мальчик
при отсутствии любви все в большей степени оправдывает «ожидания» матери. Третья девочка 3 лет
«с истериками», со слов родителей, упрямая и своевольная. Она опять же нежеланный ребенок в
семье, в которой есть любимый старший брат.
Все приведенные случаи имеют одну общую черту они выявляют в ситуации неприятия в
максимальной степени неблагоприятные черты личности родителей преимущественно паранойяльного
и отчасти истерического круга.
Несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным
психофизиологическим возможностям детей, в том числе ритму развития, темпу протекания
психических процессов, а также особенностям формирования характера и личности. Степень
несоответствия следует рассматривать именно в приведенной последовательности, т. е. оно наиболее
выражено в отношении психофизиологических возможностей детей и наименее в отношении
формирования личности. Заметим, что при психопатических развитиях соотношение, скорее, будет
обратным. Фактор несоответствия отражает неспособность родителей найти адекватный подход к
ребенку. Они не способствуют естественным для него тенденциям психического развития, а
противостоят им, исходя из своих односторонне понятых, заостренных и болезненно измененных
требований. В наибольшей мере несоответствие воспитания проявляется в дошкольный период жизни
детей и встречается в 5 раз чаще, чем адекватное воспитание. В младшем школьном возрасте подобное
соотношение составляет 2:1. В подростковом возрасте можно говорить только о некотором
несоответствии воспитания. Подобный родительский путь проб и ошибок оборачивается дорогой ценой
для детей, как правило, заболевающих неврозами в дошкольный и младший школьный период их жизни.
Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность
суждений, их трафаретный, не учитывающий обстоятельств характер. Во многом это проявление
гиперсоциальных, доминантных и паранойяльных черт личности родителей. Когда ребенок, подрастая,
начинает критически воспринимать безоговорочное для него ранее мнение родителей, то большинство
родителей, понимая и уважая его право на свое мнение, перестраивают свои взаимоотношения, делая
их более гибкими и направленными на развитие собственных возможностей ребенка. Родители детей с
неврозами не могут перестроить свою тактику, продолжая усиливать давление на детей, пытаясь во что
бы то ни стало подчинить своей воле, готовым решениям. Возникающий конфликт с детьми и
нарастание репрессий к ним приводят к тому, что вся созидательная сила обеих сторон уходит на борьбу
противостояние. Таким образом, вместо изменения принципа руководства ребенком, уже не говоря о
том, что оно неправильно с самого начала, родители «застывают» в нем, требуя невозможного или
ожидая безоговорочного подчинения.
Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток эмоционального
контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток его в последующие годы. Неравномерность также
относится к чрезмерному влиянию одного из взрослых на ребенка при недостаточном влиянии со
стороны другого.
Непоследовательность воспитания препятствует формированию устойчивого «я» у детей и
создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе. Приведем реплики матери 41 года,
обращенные к сыну 14 лет и дочери 12 лет. Утром: «Витя и Оля, вставайте, хватит спать, вы сюда не
спать приехали, спать можно и дома (дети лениво, нехотя пытаются встать)». Мать тут же: «А пусть
спят, сколько хотят, хоть на каникулах отоспятся» (и дети продолжают спать до полудня). Днем: «Витя,
уйди куда-нибудь. Уйди на балкон, там посиди, не мешайся, здесь и так тесно». Сын уходит на балкон.
Мать вскоре: «Витя, ты где? С ума что ли сошел, сидишь на балконе, там сквозняк, сейчас же домой,
садись в кресло, смотри телевизор». Через некоторое время: «Что, заняться нечем? Возьмите книги и
читайте. А впрочем, сколько можно читать, и так зрение у одного и другого испорчено. Идите на улицу,
посидите на скамейке. Нет, хотя не ходите, там всякие пьяницы. Ну, тогда походите вокруг дома».
Пришли с улицы: «Прежде чем обедать, помойтесь, все грязные, потные». Сын наливает в ванну воду,
моется. «Витя, долго я буду ждать, все уже остыло. Что ты там делаешь?» Сын: «Моюсь». «Я же тебе
сказала умыться. Вот бестолковый. Разве ты сам можешь вымыться. Теперь мне приходится бросать обед
|