и мыть тебя».
По данным корреляционного анализа, непоследовательность в обращении с детьми связана с
конфликтами между родителями (в семьях девочек), частыми порицаниями (в семьях мальчиков),
подгонкой (стремлением торопить) и физическими наказаниями (последнее только со стороны матерей),
образуя характерное сочетание при неврозах у детей. Непоследовательность коррелирует с
тревожностью матерей и наличием у них истерических черт характера. Соответственно, больше всего
непоследовательность выражена у матерей детей с истерическим неврозом.
Несогласованность воспитания социально-психологическая характеристика, обусловленная
доминированием в нем одного из взрослых, конфликтной структурой семейных отношений и
трудностью сочетания установок родителей. Разные взгляды на воспитание характерны для 50%
матерей и 51% отцов, без особых различий по полу детей. Более часто (тенденция) они проявляются
у родителей детей с истерическим и обсессивным неврозом. При последнем матери несколько чаще
подчеркивают свои противоположные (полярные) характеры с мужем. В свою очередь, сходство
взглядов на воспитание, по данным корреляционного анализа, связано с удовлетворенностью
семейными отношениями, отсутствием напряженных отношений у родителей, их взаимопониманием и
сходством характеров.
Четвертая группа факторов воспитания в основном детерминирована неблагоприятными
личностными изменениями у родителей. Гиперсоциальность
повышенная принципиальность в
отношениях с детьми, гипертрофированное, односторонне понятое чувство долга, обязанности,
отсутствие компромиссов, что, в целом, более характерно для матерей. У обоих родителей
гиперсоциальность коррелирует с твердостью характера. Гиперсоциальность оборачивается
негибкостью в отношениях с детьми, недоучетом эмоционального и ситуативного фактора в их
развитии, когда матери скорее поступают, что называется «не от сердца, а от ума». Выверяя каждый
свой шаг, они в то же время опасаются сделать что-либо не так, как нужно, как следует, что-либо
упустить, потерять, нарушить. Но именно эти матери предпочтут лишний раз не привести ребенка на
прием, чтобы не уйти с работы на короткое время, даже имея справку врача, требовательны и
категоричны в своих суждениях, нетерпимы к другому мнению, непримиримы к ошибкам и слабостям.
Будучи честолюбивыми, эти родители стремятся, чтобы ребенок все делал лучше всех, был примером,
образцом для подражания других детей.
Тревожность в отношениях с детьми следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных
черт характера родителей, их невротического состояния. Эти родители не столько радуются, спокойны и
уверены в себе, сколько печалятся, беспокоятся и сомневаются в правильности своих действий. Можно
сказать и так, что тревожность (как и эффективность) смягчает, «размывает» отчасти гиперсоциальность
родителей, особенно матерей, которым тревожность и гиперсоциальность присущи больше всего. При
тревожности требования не кажутся уже такими непоколебимыми, возникают альтернативные
варианты взаимоотношений с детьми, в большей степени учитываются обстоятельства. В целом же
тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопровождаясь
снижением у них активности и уверенности в себе. Тревожная мать постоянно куда-то спешит,
вскакивает, все время смотрит на часы, не переносит ожидания, без конца звонит в гостях, чтобы
убедиться, все ли в порядке дома. Она постоянно торопит (подгоняет) детей, не отпускает от себя. Ей
все время кажется, что кто-нибудь испугает ребенка, с ним может произойти несчастье, непоправимая
беда. В итоге, резко возрастает число советов, предписаний и предохранений, с каждым годом все
плотнее окружающих детей, вместо развития у них самостоятельности, инициативы и активности. По
данным корреляционного анализа, тревожность в воспитании связана с тревожностью в характере
родителей и конфликтом между ними из-за проблем отношений с детьми.
Выраженное беспокойство в отношениях с детьми присуще 57% матерей (из 161) и 15% отцов (из
129), т. е. встречается достоверно чаще у матерей. Тенденция к увеличению тревожности у родителей
прослеживается по мере взросления детей, достигая максимума в подростковом возрасте. Достоверно
чаще тревожность проявляется у матерей в отношении мальчиков, чем девочек; у отцов подобных
различий нет. При разделении родителей на группы с возрастными интервалами 2030, 3040, свыше
40 лет в последней группе как матери, так и отцы достоверно более тревожны, т. е. чем старше
родители, тем более они беспокойны в отношениях с детьми. Этим объясняется, почему дети у
|