«поздних» родителей более тревожны и у них чаще диагностируется невроз страха и навязчивых
состояний. При них тревожность родителей достоверно выше, чем при неврастении и истерическом
неврозе.
Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмоционально бурные проявления
родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань и угрозы в адрес детей.
Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. В большей
степени эффективность присуща родителям, находящимся в невротическом состоянии,
перевозбудимость которых и является основой аффекта в отношениях с детьми. После приступа аффекта
нервно-психическое состояние матери и отца несколько облегчается, но появляющееся вскоре чувство
вины и отсутствие изменений в поведении детей порождают чувство безысходности и отчаяния, рано
или поздно нарастающее вновь до критической точки. В целом, эффективность больше свойственна
матерям и, по данным корреляционного анализа, связана с их истерическими чертами характера,
ригидностью мышления и гиперсоциальностью, стремлением постоянно торопить (подгонять) детей. В
семьях девочек, как со стороны матери, так и отца, аффект в отношениях с детьми тем больше, чем менее
выражен конфликт между родителями, т. е. здесь налицо психологический механизм компенсации или
проекции нервного напряжения родителей и их недовольства друг другом на детей.
Вместе гиперсоциальность, тревожность и эффективность в отношениях с детьми составляют
наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с неврозами.
Доминантность, или властность, в отношениях с детьми означает безапелляционность,
категоричность и директивность суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться
беспрекословного послушания, не принимая во внимание их выраженное чувство собственного
достоинства и своеобразие формирования личности. В полной мере это проявляется в противоборстве с
так называемым упрямством у детей первых лет жизни и со стремлением к независимости у подростков.
Доминантность более свойственна матерям и является отражением авторитарных черт личности
бабушки, оказывающей одностороннее влияние на формирование личности матери в детском возрасте.
Доминантность вызывает феномен «замены» детей матерью, когда она живет вместо них, а не вместе с
ними. Когда мы просим детей позвонить и сообщить о выполнении терапевтического задания, вместо
них это всегда делают матери, как и во время приема, оставляя детей за дверью. По данным
корреляционого анализа, Доминантность в характере матерей оборачивается стремлением торопить
(подгонять) детей, в то время как у отцов, наоборот, подобное отношение менее выражено. Властные
матери чаще кричат на мальчиков и ругают девочек, властные отцы больше контролируют мальчиков.
Недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту, как правило, это субъективно
сформулированное мнение родителей о неспособности детей к самостоятельным действиям. Недоверие
часто идет параллельно с тревожностью и нетерпимостью родителей, их категоричностью и
властностью. Наибольшее удивление у матерей вызывают наши слова о наличии воли у сыновей.
«Разве?» с недоверием и сомнением вопрошают они, потому что воля в их понимании это прежде
всего безоговорочное согласие с их точкой зрения.
Недоверие к детям разрушает саму возможность индивидуализации воспитания, как и
способность формирования полноценного и адекватного чувства «я».
Недоверие и властность в отношениях с детьми образуют черты авторитарности в воспитании.
Кредо этих родителей выражено одной матерью так: «Я не успокоюсь, пока не заставлю его сделать все,
что хочу». Авторитарная линия воспитания представлена в совокупности такими характеристиками
родителей, как эгоцентризм, обязывание детей думать определенным, раз и навсегда заданным, образом,
безоговорочное подчинение воле взрослых, категоричность суждений (отражение доминантных черт в
личности родителей), предвзятость оценок, нетерпимость к собственному мнению детей, недоверие и
подозрительность (отражение паранойяльных черт личности).
Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подразумевает недостаток эмоционально-
теплых и непосредственных чувств к детям. Об этом не раз говорилось ранее. Эмоциональная
неотзывчивость может быть обусловлена интровертированными чертами личности родителей, но чаще
является следствием сочетания гиперсоциальных, доминантных и истерических черт характера,
представленных обычно психологическим образом Царевны Несмеяны. Другой источник
неотзывчивости состояние эмоциональной заторможенности родителей при наличии
|