невротического состояния с ведущим тревожно-депримированным фоном настроения.
Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и
взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье. Например, гиперсоциальность родителей,
повышенная принципиальность сочетаются с тревожностью и неуверенностью в правильности своих
действий, а также аффективными «срывами» при непосредственном общении с детьми. Требования
безоговорочного подчинения уживаются с недостаточной отзывчивостью родителей в ответ на
ожидания и требования детей и т. д. Противоречивость отношений родителей является выраженным
психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.
Пятая группа факторов представляет базисные характеристики воспитания.
Забота. Как и отношение родителей к дисциплине это ведущий фактор или параметр
воспитания. При неврозах у детей (325 полных семей) гиперопека со стороны матери встречается
достоверно чаще, а опека достоверно реже, чем в норме (175 семей) при одинаковой выраженности
гипоопеки. В свою очередь, гиперопека у бабушки, проживающей в семье детей с неврозами, еще выше,
чем у отдельно взятых матерей.
Гиперопека, опека и гипоопека со стороны матери встречаются соответственно в 57, 37 и 6%
семей, т. е. достоверно преобладающим видом материнской заботы при неврозах у детей будет
гиперопека, что относится в первую очередь к мальчикам. Со стороны отца гиперопека, опека и
гипоопека будут представлены в 17, 61 и 22% семей, т. е. достоверно преобладающий вид отцовской
заботы при неврозах у детей это опека или средний уровень заботы без различий в отношении
мальчиков и девочек.
Гиперопека матери чаще всего встречается при истерическом неврозе у детей, достигая 78% в
семьях мальчиков и 70% в семьях девочек. Менее всего гиперопека выражена при неврастении у
53% мальчиков и 44% девочек. У отцов подобные различия в заботе не так значительны. При
истерическом неврозе у мальчиков и обсессивном неврозе у девочек отцы чаще, чем при других
неврозах, обнаруживают недостаточный уровень заботы. Наибольший контраст родительской заботы по
типу гиперопеки матери и гипоопеки отца имеет место при истерическом неврозе у мальчиков и
обсессивном неврозе у девочек.
Гиперопека выражается стремлением родителей: 1) окружать ребенка повышенным вниманием;
2) во всем защищать, даже если в этом и нет реальной необходимости; 3) сопровождать каждый его шаг;
4) предохранять от опасностей, которых нет; 5) беспокоиться по любому поводу и без повода; 6)
удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам; 7) обязывать поступать
определенным способом.
Как правило, гиперопека, как неестественный, повышенный уровень заботы, нужна прежде всего
не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко
невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Стремление матери «привязать» к
себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги, когда постоянное
присутствие детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим перманентно присущее матери
чувство беспокойства и страх (точнее тревогу) одиночества. Гиперопека является в таких случаях
навязчивой, невротически спроецированной потребностью в психологической защите себя скорее, чем
ребенка. Когда мать непрерывно испытывает страх, что с ним может что-то случиться, произойти и
предохраняет от всех, даже кажущихся опасностей, то это нередко имеет своей подоплекой, как любой
страх, инстинкт самосохранения, выраженный в большей степени у «пожилых», более беспокойно и
ответственно настроенных родителей. Таким образом, гиперопека мотивирована как тревогой
собственного одиночества у родителей, исходящей из их аффективно заостренной потребности в
признании и эмоциональной поддержке, так и страхом несчастья с ребенком, основанным на инстинкте
его сохранения. Выражается это фразами типа: «Ты только не задерживайся, а то я буду очень
волноваться», «Никуда не уходи без меня», «Делай, как я тебе сказала» и т. д. В большей степени
гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольное стремление к
созданию зависимости у детей. Здесь срабатывает психологический механизм не столько
«привязывания», сколько «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным
образом.
По данным опросника Айзенка гиперопека достоверно более свойственна интровертированным
|