Это более конкретное понятие, чем неблагоприятная жизненная ситуация или стечение
обстоятельств, которые в отличие от психической травмы не всегда осознаются и переживаются, но, как
и психическая травма, выступают в качестве психогенного фактора при неврозах. Психическая травма
это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих
гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма
личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать
аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций
эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых
потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма одновременно объективный и
субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр
переживаний; субъективность ее в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда
то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь,
непродолжительное время.
Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-
то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие
более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным
эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных
эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма не всегда «видима», т. е. проявляется в
поведении, особенно у детей с импрессивным, внутренним характером переработки эмоций.
Много ценного для анализа психической травматизации дает раскрытие содержания
сновидений. Так, мальчик 13 лет до сих пор с ужасом вспоминает приснившееся ему в 4 года: «Я
спрашиваю мама, что это такое, а в ответ ры-ры-ры-рычание». Гиперсоциальная, твердая по
характеру и бескомпромиссная мать часто кричала, сердилась, ругала и наказывала сына-дошкольника за
малейшие отклонения от ее заданных представлений о должном поведении. Пребывая часто в
раздраженном и недовольном состоянии, была «глуха» к его эмоциональным запросам, не проявляла
нежности и тепла, как раз в то время, когда потребность в этом у детей особенно велика. Подобное,
пусть и избирательное, сохранение в памяти травмирующих переживаний является указанием на их
высокую значимость в системе ведущих ценностных ориентации и потребностей. В другом случае
девочке 4 лет неоднократно снится сон: «Волки ходят по улице». Почему же вместо прохожих, людей ей
видятся звери? Ее родители постоянно ссорятся из-за воспитания, что, однако, не мешает им обоим
прибегать к физическим наказаниям. Травмирующие для девочки переживания вытесняются в сон,
наполняя его ужасом превращений родителей в волков.
Далеко не всегда психическая травма как эмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в
памяти в последующие годы. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии
психотравмирующих событий, как это и произошло у мальчика 9 лет с заиканием, начавшимся в 5 лет,
когда он испугался погнавшегося за ним петуха. Сейчас он не помнит об этом эпизоде. Почему же он так
испугался петуха? Потому, что это совпало с возрастом повышенной чувствительности к страхам
животных. И мальчик боялся не только петуха в те годы, но и кошек и собак. К тому же он
эмоционально чувствительный, впечатлительный и беззащитный в отстаивании своих прав, что
поддерживалось с целью послушания постоянными угрозами со стороны нетерпеливых и излишне
строгих родителей.
Роль психической травмы при наличии выраженных переживаний могут также играть те
события, о которых шла речь в разделе «Неблагоприятная жизненная ситуация». Особое значение
приобретают психические травмы, связанные с пребыванием в больницах без матери в первые годы
жизни, большим количеством болезненных процедур и неправильным поведением персонала этих
учреждений, игнорирующих повышенную эмоциональную чувствительность и впечатлительность
детей, привязанность к матери. То же можно сказать и в отношении помещения в соматические
санатории, если персонал не оказывается на должной высоте и нередко, как и в других детских
учреждениях (в первую очередь это относится к случайным лицам, работающим нянями), прибегает к
наказаниям, угрозам и осуждениям в отношении «строптивых» детей, не способных быстро уснуть днем,
есть, «сколько положено», и все время стремящихся домой, к матери. В нашей практике типичны случаи,
когда детей младшего дошкольного возраста в качестве наказания закрывают в туалет, ставят в темную
|