комнату, пугают тем, что мать не придет и оставит их, и т. д. Все это. «как нельзя кстати», приходится на
возраст максимальной чувствительности к страхам замкнутого пространства, темноты и одиночества,
являясь источником психической травматизации детей.
Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации,
нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и
относительно самостоятельное значение, как это видно из следующих наблюдений. Мальчик 5 лет с
неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке
наказывался няней. И сама обстановка в яслях оставляла желать лучшего. Придя за сыном раньше
времени, мать увидела такую картину: сын ходит мокрый, все форточки открыты (зимой), а молодые
«воспитатели-практикантки сидят на кухне и курят. В это же время он попал в больницу, где, находясь в
боксе, очень скучал по матери, боялся уколов из-за непереносимости в этом возрасте боли. До
настоящего времени боится новых неизвестных ситуаций и заикается при этом. У него много страхов,
неуверен в себе и нерешителен в действиях. Другой мальчик 6 лет с аналогичным диагнозом в 1,5 года
был помещен в больницу по поводу астматического бронхита. Из-за пониженного питания трудно было
найти вены, и, когда мать забрала его через 1,5 мес. не узнал ее и отца, словно они были чужие люди. В
последующем продолжал бояться врачей, как и всех незнакомых людей и новых ситуаций. Пока мы не
сняли эти страхи, мальчик продолжал заикаться. Следует сказать и о девочке 14 лет, испытывавшей
непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не
бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е.
остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу.
Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.
Психическая травма не всегда детерминирована внешними неблагоприятными обстоятельствами
или событиями. В школьном возрасте, особенно в подростковом, она созвучна тягостным,
неразрешимым переживаниям, измененности и ущербности «я», неприспособленности и
беззащитности, неприятию сверстниками и отличию от них по типу «я не такой, как все». Подобная
транскрипция психической травмы характерна прежде всего для обсессивного невроза, в частности для
дисморфофобий с ведущим навязчивым страхом изменения «я». Но даже и в этих случаях можно найти
те или иные недостатки в воспитании, отклонения в личности родителей и отношениях в семье,
влияющих, как и психическая травма, на происхождение внутреннего конфликта при неврозах.
Внутренний конфликт
Мы рассмотрим его как в отношении патогенных, чаще неосознаваемых (у детей), противоречий,
так и в отношении переживаний психологического содержания конфликта.
По 3. Фрейду (1912), базисное внутреннее противоречие при неврозах заключается в
противоборстве сознательных (средовых) и бессознательных (инстинктивных) сторон психики. При
обсессивно-компульсивных невротических развитиях противоречие будет главным образом между
чувством долга (моралью) и желаниями (влечениями) человека.
С. Jung (1921) находит следующее основное патогенное противоречие при неврозах: «При
ненормальных условиях, т. е. там, где дело идет о крайне сильных и при этом ненормальных установках
у матерей, детям может быть навязана относительно однородная установка насилием над их
индивидуальным предрасположением, которое, может быть, избрало бы другой тип, если бы не
помешали этому ненормальные внешние условия. Там, где имеет место такое обусловленное внешним
влиянием извращение типа, индивидуум в дальнейшем по большей части становится невротическим и
его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму
установки» (с. 13).
В концепции неврозов у детей В. И. Гарбузова (1977) основное патогенное противоречие состоит
в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования темпераменту. По нашим
данным (1972), основополагающее противоречие при неврозах будет в несоответствии требований
родителей и воспитания в целом психофизиологическим возможностям детей, особенностям
формирования характера и личности.
|