Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 282 
Next page End  

По В. А. Гиляровскому (1938), сама сущность невроза предполагает несоответствие между
возможностями, находящимися в распоряжении личности, и теми обязанностями, которые проистекают
из наличия определенных социальных отношений. Р. А. Зачепицкий (1975) патогенный источник
невроза усматривает в столкновении значимых отношений личности с несовместимой с ними
жизненной ситуацией, что ведет к перенапряжению процессов ВНД и ее расстройствам.
Невротический конфликт при различных неврозах представлен, по мнению В. Н. Мясищева
(I960), следующим образом. При неврастении он состоит в противоречии между возможностями
личности и завышенными требованиями к себе. При истерическом неврозе — конфликт обусловлен
завышенными притязаниями, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием
объективных, реальных условий. При обсессивном неврозе конфликт обусловлен противоречивыми
тенденциями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными
привязанностями.
Типология патогенных противоречий при неврозах у детей в общих чертах повторяет
описанную. Однако необходим ряд уточнений и дополнений, учитывая специфику детского возраста.
При неврастении имеет место исходное противоречие между требованиями родителей и
возможностями детей, которые не могут утвердить себя в каких-то значимых сторонах жизни. Это
противоречие можно расценивать как конфликт самоутверждения или социального соответствия,
выражаемый страхом или базальной тревогой «быть не тем», кто принят, одобряем, пользуется
уважением (авторитетом) в семье и группе сверстников.
При истерическом неврозе ведущим является противоречие между заостренной потребностью
эмоционального признания и возможностью его удовлетворения со стороны родителей, проявляемое
страхом «быть никем», т. е. не значить, не представлять ценности, быть забытым и нелюбимым.
При неврозе страха противоречие — между невозможностью или слабостью защиты себя при
выраженном инстинкте самосохранения. Подобное противоречие проявляется страхом «быть ничем», т.
е. не существовать, не быть, быть безжизненным и мертвым.
При обсессивном неврозе противоречие — между чувством и долгом, эмоциональными и
рациональными сторонами психики с центральным страхом изменения или страхом «быть не собой».
Конфликт самоутверждения при неврастении часто встречается в преддошкольном возрасте как
проявление формирующегося «я», а также в младшем школьном возрасте при формировании чувства
обязанности, ответственности и долга (объединяемых понятием «совесть») и потребности быть тем, кто
находит принятие и понимание в группе. Конфликт признания при истерическом неврозе типичен в
младшем дошкольном возрасте, когда выражены потребности в эмоциональном признании,
привязанности и любви. При неврозе страха конфликт на почве невозможности защитить себя или
более широко — конфликт самоопределения — свойствен старшему дошкольному возрасту при
подчеркнутой потребности в общении и понимании абстрактных категорий времени и пространства,
жизни и смерти. Наконец, конфликт единства «я» при обсессивном неврозе характерен для
подросткового этапа развития самосознания и выражается проблемой «быть собой среди других».
Безусловно, это схема, не исключающая других возрастных вариантов патогенных противоречий
или наличие нескольких сразу. Главное в рассмотренных патогенных противоречиях — аффективно
переживаемая невозможность реализации жизненно важных потребностей самоутверждения,
признания (любви), защиты (безопасности) и единства «я». В итоге, создаются препятствия на пути
осуществления ведущей личностной потребности — самореализации как главной фабулы внутреннего
конфликта при неврозах.
Рассмотрим психологическое содержание внутреннего конфликта. Заслуга 3. Фрейда в том, что
он первый понял невроз как страдание противоречивого развития личности (Вольперт И. Е., 1972). По
мнению К. Ноrnеу (1946), невротический конфликт возникает, когда стремление к безопасности у
человека противоречит стремлению к удовлетворению желаний, и тогда с целью решения конфликта
вырабатывается определенная стратегия поведения. По Е. Fromm (1947), двойственность или
противоречивость мотивации у человека, способствующей внутреннему конфликту, подчеркивается и
тем, что, с одной стороны, он стремится к независимости; с другой — хочет избежать независимости,
так как она приведет к отчуждению. Близко к этому находится и более поздняя точка зрения К. Ноrnеу на
неврозы как отчуждение личности от «самости», преобладание в ней идеализированного «я»,
Hosted by uCoz