являющегося продуктом иррационального воображения индивида (Ноrnеу К., 1950).
Переживания при внутреннем конфликте становятся болезненными, если занимают центральное
или, по крайней мере, значимое место в системе отношений личности и действительности. Их
значимость условие аффективного напряжения и аффективной реакции.
Психологический конфликт при неврозах представляет собой несовместимость, столкновение
противоречивых и неразрешимых отношений личности (Мясищев В. Н., I960). Чем больше степень
противоречивости, непоследовательности и неадекватности в отношении к ребенку в семье, тем более
напряжена и неустойчива его внутренняя позиция, что является существенным фактором,
способствующим перенапряжению нервных процессов и невротическому «срыву» под влиянием даже
незначительных психотравм и соматической ослабленности (Захаров А. И., 1972).
Условно внутренний конфликт можно подразделить на конфликт интересов (предпочтений),
потребностей, возможностей и влечений. Конфликт интересов часто представлен ситуацией, когда
родители не учитывают половых предпочтений детей, воспитывая их как «бесполых существ», или же
девочку как ожидаемого раньше мальчика, а мальчика как эмоционально предпочитаемую девочку.
Типичной будет также ситуация, сложившаяся у девочки 10 лет, оба родителя которой инженеры и
недовольны ее невысокими успехами по математике. Дочь же проявляет интерес к гуманитарным
дисциплинам, что не устраивает родителей.
Конфликт интересов часто дополняется при неврозах конфликтом возможностей, в котором, в
свою очередь, задействованы способности к определенному виду деятельности. Так, девочка-
старшеклассница по настоянию отца-инженера учится в математической школе. Мать-музыкант
заставляет ее заниматься еще и в музыкальной школе. Родители конкурируют между собой; кроме того, у
них нет взаимопонимания, и каждый стремится к привлечению дочери на свою сторону. В этой
ситуации она стала все больше уставать, появились головные боли, нарушился сон, понизилось
настроение, и ее неврастения явилась откликом на чрезмерные и несоразмерные ее возможностям
требования родителей. В дальнейшем она выбрала не технический вуз и не консерваторию, а
медицинский вуз, в который, однако, не смогла поступить из-за своего болезненного состояния. О
ведущем конфликте потребностей мы уже говорили, отмечая конфликты самоутверждения, признания,
защиты и единства «я».
Характерен при неврозах конфликт влечений, который заключается в столкновении у подростков
развивающегося полового чувства, сексуального влечения с моральными нормами и ограничениями.
Динамику внутреннего конфликта в развернутом виде можно представить следующим образом: 1)
наличие психотравмирующих, т. е. вызывающих переживания, жизненных обстоятельств или событий;
2) трудность, невозможность их разрешения силами ребенка, что приводит к хроническому чувству
усталости и напряжения; 3) столкновение противоположно направленных мотивов, желаний,
устремлений, порождающих эффект фрустрации, внутреннего беспокойства; 4) появление чувства
неудовлетворенности собой, усиление беспокойства и аффективной напряженности; 5) неустойчивость
самооценки, в основном ее понижение, пессимистическая оценка перспективы; 6) уменьшение
внутренней согласованности в оценках и суждениях, колебания в принятии решений, неуверенность в
себе; 7) повышение чувствительности в виде непереносимости определенных жизненных обстоятельств
и событий или идиосинкразического, аффективно заостренного типа реагирования.
Если первый и второй пункты рассматриваемой динамики внутреннего конфликта означают
стресс, то, начиная с третьего пункта фрустрации, он превращается в дистресс более или менее
устойчивое, отрицательно воспринимаемое эмоциональное расстройство. Сам ребенок не может выйти
из этого состояния, поскольку не устраняются психотравмирующие условия жизни, и у него нет
достаточного жизненного опыта. Вместе с тем нарастающий аффект, как производное переживаний, все
в большем степени блокирует решения и способность переносить аналогичные переживания в
дальнейшем.
Неразрешимость переживаний в виде чувства безысходности подчеркивает незащищенность «я»,
отсутствие адекватной психологической защиты и уверенности в себе, что находит отражение в
сновидениях, как у девочки 8 лет: «Упала с горы в море и там окружили меня со всех сторон чудовища».
Она окружена четырьмя требовательными и в то же время конфликтными взрослыми, ожидающими от
нее повышенных успехов как в обычной, так и в музыкальной школе.
|