Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 282 
Next page End  

являющегося продуктом иррационального воображения индивида (Ноrnеу К., 1950).
Переживания при внутреннем конфликте становятся болезненными, если занимают центральное
или, по крайней мере, значимое место в системе отношений личности и действительности. Их
значимость — условие аффективного напряжения и аффективной реакции.
Психологический конфликт при неврозах представляет собой несовместимость, столкновение
противоречивых и неразрешимых отношений личности (Мясищев В. Н., I960). Чем больше степень
противоречивости, непоследовательности и неадекватности в отношении к ребенку в семье, тем более
напряжена и неустойчива его внутренняя позиция, что является существенным фактором,
способствующим перенапряжению нервных процессов и невротическому «срыву» под влиянием даже
незначительных психотравм и соматической ослабленности (Захаров А. И., 1972).
Условно внутренний конфликт можно подразделить на конфликт интересов (предпочтений),
потребностей, возможностей и влечений. Конфликт интересов часто представлен ситуацией, когда
родители не учитывают половых предпочтений детей, воспитывая их как «бесполых существ», или же
девочку как ожидаемого раньше мальчика, а мальчика — как эмоционально предпочитаемую девочку.
Типичной будет также ситуация, сложившаяся у девочки 10 лет, оба родителя которой — инженеры и
недовольны ее невысокими успехами по математике. Дочь же проявляет интерес к гуманитарным
дисциплинам, что не устраивает родителей.
Конфликт интересов часто дополняется при неврозах конфликтом возможностей, в котором, в
свою очередь, задействованы способности к определенному виду деятельности. Так, девочка-
старшеклассница по настоянию отца-инженера учится в математической школе. Мать-музыкант
заставляет ее заниматься еще и в музыкальной школе. Родители конкурируют между собой; кроме того, у
них нет взаимопонимания, и каждый стремится к привлечению дочери на свою сторону. В этой
ситуации она стала все больше уставать, появились головные боли, нарушился сон, понизилось
настроение, и ее неврастения явилась откликом на чрезмерные и несоразмерные ее возможностям
требования родителей. В дальнейшем она выбрала не технический вуз и не консерваторию, а
медицинский вуз, в который, однако, не смогла поступить из-за своего болезненного состояния. О
ведущем конфликте потребностей мы уже говорили, отмечая конфликты самоутверждения, признания,
защиты и единства «я».
Характерен при неврозах конфликт влечений, который заключается в столкновении у подростков
развивающегося полового чувства, сексуального влечения с моральными нормами и ограничениями.
Динамику внутреннего конфликта в развернутом виде можно представить следующим образом: 1)
наличие психотравмирующих, т. е. вызывающих переживания, жизненных обстоятельств или событий;
2) трудность, невозможность их разрешения силами ребенка, что приводит к хроническому чувству
усталости и напряжения; 3) столкновение противоположно направленных мотивов, желаний,
устремлений, порождающих эффект фрустрации, внутреннего беспокойства; 4) появление чувства
неудовлетворенности собой, усиление беспокойства и аффективной напряженности; 5) неустойчивость
самооценки, в основном ее понижение, пессимистическая оценка перспективы; 6) уменьшение
внутренней согласованности в оценках и суждениях, колебания в принятии решений, неуверенность в
себе; 7) повышение чувствительности в виде непереносимости определенных жизненных обстоятельств
и событий или идиосинкразического, аффективно заостренного типа реагирования.
Если первый и второй пункты рассматриваемой динамики внутреннего конфликта означают
стресс, то, начиная с третьего пункта — фрустрации, — он превращается в дистресс — более или менее
устойчивое, отрицательно воспринимаемое эмоциональное расстройство. Сам ребенок не может выйти
из этого состояния, поскольку не устраняются психотравмирующие условия жизни, и у него нет
достаточного жизненного опыта. Вместе с тем нарастающий аффект, как производное переживаний, все
в большем степени блокирует решения и способность переносить аналогичные переживания в
дальнейшем.
Неразрешимость переживаний в виде чувства безысходности подчеркивает незащищенность «я»,
отсутствие адекватной психологической защиты и уверенности в себе, что находит отражение в
сновидениях, как у девочки 8 лет: «Упала с горы в море и там окружили меня со всех сторон чудовища».
Она окружена четырьмя требовательными и в то же время конфликтными взрослыми, ожидающими от
нее повышенных успехов как в обычной, так и в музыкальной школе.
Hosted by uCoz