делают его все менее активным, психогенно измененным, неспособным к восприятию реальности.
Нервно-психическое напряжение
При неврозах это более широкое понятие, чем внутренний конфликт, поскольку образуется из
более многочисленных источников и не всегда психологически мотивировано. На исходном уровне оно
может быть представлено конституционально и антенатально измененной нервно-психической
реактивностью при невропатии, перинатальной и постнатальной органической церебральной
патологией, генетически трудным сочетанием контрастного темперамента родителей.
Напряжение, появляющееся в результате неправильного воспитания и конфликтов, в отличие от
предшествующих источников, имеет тенденцию к нарастанию с возрастом детей. Патогенно прежде
всего блокирование активности, отсутствие эмоционального отреагирования, чрезмерная стимуляция
возможностей и воспитание в целом, не соответствующее особенностям темперамента, характера и
формирования личности. Патогенные ситуации воспитания и взаимоотношений в семье не обязательно
осознаются как травмирующие, но тем не менее способствуют развитию психического напряжения. К
тому же оно может возникнуть и в результате психологического заражения или индукции
непроизвольного усвоения нервного состояния взрослых и сверстников, с которыми ребенок находится
долгое время в непосредственном и тесном общении контакте. Это характерно для эмоционально
чувствительных, непосредственных и впечатлительных детей, которые как бы переносят на себя,
впитывают эмоциональное состояние близких и значимых лиц, сопереживая, сочувствуя или подражая,
идентифицируясь с ними. Срабатывают здесь также и психологические механизмы высокой
эмоциональной запечатлеваемости, избирательной внушаемости, привязанности и любви.
О хронической психотравмирующей ситуации как источнике напряжения следует говорить при
наличии неразрешимых для детей переживаний, составляющих содержание внутреннего конфликта. На
этом фоне дополнительно действующие психические травмы эмоциональные потрясения
усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними,
пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами общения и неблагоприятным стечением
жизненных обстоятельств это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного
опыта или состояния хронического дистресса, как основного источника патогенного напряжения при
неврозах. Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже
психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье
эмоционально отреагировать накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены
подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет еще больше нервно-
психическую реактивность организма. При этом происходит непродуктивная затрата
психофизиологических ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное
ослабление в целом. Следствием хронического психического напряжения будет нарастание
церебральных астенических расстройств, фиксирующих переживания и затрудняющих дальнейшее
восстановление нервно-психических сил. Одновременно уменьшается психическая толерантность к
продолжающемуся воздействию стрессовых факторов, нарастают беспокойство и эмоциональная
неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижаются
общая выносливость и сопротивляемость организма. Вместе это позволяет говорить о появлении
развернутой клинической картины невроза.
О перерастании длительно действующего психического стресса в невротический, патогенно-
каузальный стресс позволяют судить следующие психогенные изменения, взятые в динамике их
развития: 1) перенапряжение психофизиологических возможностей и систем организма; 2) аффективная
переработка жизненного опыта (в виде фиксации переживаний, эмоциональной неустойчивости и
беспокойства); 3) повышение чувствительности к действию дальнейших угроз для «я» (эффект
эмоциональной идиосинкразии или сенсибилизации); 4) реактивное, психогенно обусловленное
изменение отношения к себе и другим (формирование неуверенности в себе, аффективно-тревожного и
эгоцентрически защитного типа восприятия); 5) появление защитно-избегающей мотивации поведения
(когда ребенок «не слышит», не реагирует на травмирующие стимулы из внешней среды феномен
|