неврастении. Несовместимые с отношением родителей переживания у детей проявляются неприятными
сновидениями с приступами ночной тревоги и утренней амнезией при неврозе страха. Это указывает на
защитную функцию правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него
переживаний. Но чем меньше осознания, тем больше диффузной, свободно плавающей тревоги или
беспокойства, выступающих все больше в качестве иррационального или невротического аспекта
психической деятельности. Именно невозможность осознания внутреннего конфликта, его
иррациональная переработка в правом полушарии и создают эффект его неразрешимости. К тому же
инсайт невозможен из-за торможения правого полушария, а идущая из него тревога индукционно
изменяет присущее левому полушарию логическое мышление, затрудняя еще в большей степени
конструктивное решение возникающих проблем.
Уточним приведенные положения. Если левое полушарие испытывает хроническую перегрузку
от чрезмерной информации и одновременно отсутствует эмоциональное отреагирование неприятных
чувств и переживаний со стороны правого, то иррациональный «продукт» последнего искажает
логическое мышление левого. В нем появляются очаги или доминанты навязчивых страхов, опасений и
мыслей, которые воспринимаются сознанием как «не свои», идущие помимо воли, непроизвольные. Но
«перегруженное» левое полушарие не может освободиться от них ввиду развивающихся явлений
церебральной астении или «моральной интоксикации». К тому же навязчивости уменьшают давление
страха и тревоги из правого полушария, что выражается известным клиническим феноменом
«кристаллизации страхов» в виде фобий при неврозе навязчивых состояний. Следующим этапом
клинической динамики будет переход навязчивых опасений в навязчивые сомнения (мысли) при
возрастной (обычно не раньше 5 лет у мальчиков и 12 лет у девочек) и конституционально
обусловленной активности левого полушария. Это ситуация, когда односторонне интеллектуально
развитые, но часто моторно неловкие и эмоционально скованные дети производят впечатление
маленьких старичков, говорящих заученными фразами и пользующихся взрослыми, нередко
витиеватыми, оборотами речи. Им явно не хватает эмоциональности, экспрессии, всей гаммы
человеческих, тем более детских, чувств. Навязчивые сомнения в условиях семейного
предрасположения и соответствующего отношения родителей становятся в подростковом возрасте
основой развития тревожно-мнительных черт характера.
При рассмотрении динамики межполушарной асимметрии при неврозах в целом необходимо
учесть исходную активность полушарий при различных клинических формах неврозов, если только речь
не идет о первых годах жизни. При обсессивном неврозе и отчасти неврастении левое полушарие
относительно более активно, чем при неврозе страха и особенно истерическом неврозе, при которых в
большей степени проявляется функциональная активность правого полушария.
Во всех случаях главным аспектом проблемы межполушарной асимметрии при неврозах будет то,
что слишком рано тормозится активность правого и возбуждается активность левого полушария или же
существует односторонняя подмена правополушарной активности левополушарной функциональной
активностью.
Динамика межполушарных соотношений при неврозах рассмотрена в таблице 5.
Функциональная специализация полушарий в клинике неврозов рассмотрена в таблице 6.
Таблица 5. Динамика межполушарных соотношений при неврозах
|