Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 282 
Next page End  

— речевым. Мальчики в смысле асимметрии мозга развиваются быстрее девочек. К 6 годам у мальчиков
уже заметна отчетливая функциональная специализация полушарий; девочки до 13 лет сохраняют
определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин (Чирков Ю., 1985). В целом же
считается, что в первые годы жизни правое полушарие является более активным, в том числе и в
отношении речи, по сравнению с левым (Симерницкая Э. Г. 1985). Но и в последующем возрастание
активности левого полушария не исключает колебаний в активности правого. Так, по сообщению
Московского НИИ проблем высшей школы, у студентов-правшей (левополушарных) с повышенной
нервной чувствительностью к концу экзаменационной сессии под влиянием стресса повысилась
активность правого полушария. В отношении левшества, не всегда, но достаточно часто, связанного с
правополушарной активностью, имеет значение генетический фактор, а также, по данным литературы,
нервно-психическая ослабленность и, в частности, ранние диффузные мозговые нарушения
(Симерницкая Э. Г., 1985). Заслуживают внимания и указания на большую выраженность у левшей и
амбидекстров черт тревожно-мнительного характера (Hicks R., Pellegrini R., 1978).
Анализ преморбидных особенностей у детей с неврозами показывает преобладание
правополушарной активности, сохраняющейся относительно большее время, чем в норме. Об этом
говорят цельность восприятия, наивность, непосредственность, внушаемость (являющаяся, на наш
взгляд, как и гипнабельность, функцией правого полушария), подверженность беспокойству и страхам,
впечатлительность, образность мышления, повышенная чувствительность к музыке, фиксация прошлого
опыта и склонность к вытеснению неприятных переживаний, в том числе во время сна. На
преобладающую роль правого полушария указывает и относительная частота левшества (амбидекстрии),
о чем пойдет речь ниже.
Для детей, заболевающих неврозами, характерно противоречие между преобладающей
активностью правого полушария и преимущественно «левополушарным» типом воспитания.
Последнему способствуют излишне ранняя социализация, чрезмерная рассудочность в обращении с
детьми, большое количество моральных ограничений, вербальных предписаний, угроз и советов. В то
же время нет непосредственности в выражении чувств со стороны родителей, они не играют с детьми,
препятствуют спонтанному выражению чувств, зато постоянно учат, как нужно себя вести, сдерживать,
контролировать каждый свой шаг. Заостренно реагируют они и на недостаточные, с их точки зрения,
интеллектуальные достижения у детей. Особенно ярко это проявляется при помещении их в
специализированные речевые школы, где дети, заболевающие неврозами, нередко не обнаруживают
особых успехов и где, по нашим данным, наибольшее количество неврозов. К тому же у детей с ведущей
правополушарной активностью в первых классах и обычной школы нередко встречаются затруднения
по русскому языку (отчасти — по математике) и ухудшение в речи типа заикания.
«Левосторонний» аспект воспитания более отчетливо выражен у родителей в профессиональной
группе ИТР, превалирующей, как мы помним, у детей с неврозами. При тревожно-мнительных чертах
характера родители проявляют чрезмерный контроль, сомнения и опасения в отношении возможностей
детей, их интеллектуальных достижений.
С учетом односторонне-рационального, «второсигнального» отношения родителей можно
говорить об определенной перегрузке или чрезмерно ранней стимуляции еще не свойственных детям с
неврозами функций левого полушария при известном «блокировании» или торможении
первосигнальной, спонтанно-выразительной (экспрессивной) деятельности, связанной с
функционированием правого полушария. В большей степени это затрагивает левшей с подчеркнутой
активностью правого полушария. Вместе с тем тревога и беспокойство со стороны родителей, как и
психические потрясения, испуги и тягостные переживания у детей, создают дополнительную нагрузку и
в отношении функционирования правого полушария, генерирующего в нарастающей степени страхи и
беспокойство.
Рационально-знаковое давление на левое полушарие часто не уменьшается, а увеличивается при
возникших невротических расстройствах, которые родители и педагоги расценивают как отсутствие
волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования вместо того, чтобы
ослабить их и перестроить отношения с детьми. Именно тогда ребенок перестает усваивать, т. е.
перерабатывать как приемлемые, требования родителей, «не слышит», делает все подчеркнуто
медленно, «копается», испытывая усталость и пониженное настроение, что часто имеет место при
Hosted by uCoz