и чрезмерной стимуляции, подгонке со стороны нетерпеливой матери. В результате хронической
психотравмирующей ситуации и невозможности оправдать повышенные требования взрослых стать
тем, «кем следовало быть», имела место «сшибка» между первичной высокой активностью мальчика и
необходимостью постоянно сдерживать себя, тормозить свои чувства и желания, быть обстоятельным и
пунктуальным во всем. Именно в период посещения школы появилось болезненное перенапряжение его
нервно-психических сил и возможностей и невротическое заболевание в виде неврастении. «Другим»,
как требовали в семье, он стать так и не смог, заболев неврозом и превратившись, в итоге, как бы в
своего антипода заторможенного, вялого, медлительного и не способного усваивать дальнейшие
требования взрослых. Его «псевдофлегматизм», таким образом, был проявлением невротического
заболевания. Оно вместе с тем подчеркнуло, болезненно заострило внутреннюю неустойчивость
темперамента. «Сам собой» он, скорее всего, стал бы сангвиником, что было заметно к концу
дошкольного возраста. Но и тогда он находился в неблагоприятных для себя условиях развития,
испытывая все нарастающее отрицательное воздействие взрослых. Его семейная драма оттенялась
наличием благополучного во всех отношениях младшего брата, к которому родители относились более
бережно, в чем-то осознав ошибки, но не будучи способными перестроить свой стереотип восприятия
первенца, являющегося своего рода «изгоем» в семье. К тому же младший походил на мать, в отличие от
старшего, и, как она, делал все без промедления, быстро и инициативно.
Общим в рассмотренных случаях будет конституционально обусловленная процессом роста
внутренняя неустойчивость темперамента как отражение контрастных черт темперамента родителей.
Неустойчивость темперамента возрастает в условиях не соответствующего психофизиологическим
возможностям детей отношения взрослых, вызывая перенапряжение процессов возбуждения и
торможения, эффект их «сшибки». О последней говорит и разнонаправленность клинической картины.
Так, в первом случае, наряду с преобладанием чрезмерной подвижности, непоседливости и
возбудимости, есть и элементы заторможенности, медлительности в занятиях. Во втором случае,
наоборот, при доминирующей общей заторможенности, вялости и медлительности встречаются
непоседливость, импульсивность и разбросанность в занятиях.
В обоих случаях происходит нарушение наиболее уязвимого свойства нервной системы
подвижности процессов возбуждения и торможения, их соотношения, с появлением болезненного
расстройства или клинической картины невроза.
Нарушение билатеральной регуляции
другой патофизиологический механизм при неврозах,
заслуживающий особого рассмотрения. Из обзоров литературы Н. Н. Брагиной. Т. А. Доброхотовой
(1981), В. Ротенберга (1984), Э. Г. Симерницкой (1985), Ю. Чиркова (1985) следует, что длительное
время существовавшая концепция доминантности одного полушария в настоящее время сменяется
концепцией о функциональной специализации полушарий. Левое полушарие обеспечивает дискретное,
аналитическое, словесно-логическое мышление, правое пространственно-образное, конкретное. В
правом полушарии происходит чувственное восприятие, интуитивная ориентировка в окружающем
мире, перцептивный инсайт. В нем преобладают бессознательные, спонтанные процессы,
невербальный анализ информации, отрицательные эмоции типа печали и страха. В левом полушарии
доминируют сознательные и речевые процессы, положительные эмоции. Если левое полушарие
языковый центр, то правое центр чувства музыки. Доминирование левого полушария может быть
связано с преобладанием второй, а доминирование правого с преобладанием первой сигнальной
системы (Суворова В. В., 1975; Русалов В. М., 1979).
Большая активность правого полушария заметна при наличии невротических черт личности:
неуверенности, тревожности, непереносимости стрессов (Horkovic G., 1977). Ранняя и чрезмерная
стимуляция левополушарных функций в ущерб правополушарным в условиях гиперсоциального
воспитания при неврозах у детей отмечена В. И. Гарбузовым (1986). Вне неврозов обнаружена связь
клинической симптоматики детского аутизма с механизмами гипоактивизации правого полушария
(Каган В. Е., 1978). В правом полушарии приводятся в действие защитные механизмы в виде
вытеснения и сновидений. Вытесненный мотив переходит в подсознание и вызывает неосознанную
тревогу. Тогда человек не может сосредоточиться и его способность к решению текущих задач
ослабевает (Ротенберг В., 1985).
Ребенок рождается с обоими «правыми» полушариями. До 2 лет любое из них может стать левым
|