левшества. Преобладание левой руки выявляется в пробах «писк комара» и «рука».
Проба «писк комара» применяется для определения внушаемости. Испытуемый становится
спиной к врачу, который заявляет о «включении» прибора (игрушки), издающего звук, похожий на писк
комара. Дети не только определяют звук, если «слышат», но и локализуют его по просьбе врача,
преимущественно слева или справа от уха. Проба проведена у 74 детей с неврозами. Большинство детей
(64% мальчиков и 63% девочек) находят источник звука слева, т. е. обнаруживают левостороннюю
локализацию в восприятии неприятного звука (у мальчиков различия достоверны). Преобладание
правополушарной активности заметно и на ЭЭГ, когда из «заинтересованных» полушарий достоверно
преобладает правое.
Проба «рука» состоит в том, что после окончания беседы или игры врач внезапно подает руку
ребенку, говоря: «До свидания». Из 112 детей с неврозами подали левую как более удобную руку 36%, т.
е. каждый третий, без различий у мальчиков (34%) и девочек (37%). Проба «рука» чувствительнее, чем
визуальное определение предпочтения левой руки по оценке родителей, составляющее 24% от общего
числа детей с неврозами. К тому же все левши (в число которых входят и амбидекстры) являются
«правшами» на момент обследования, т. е. переученными на манипулирование правой рукой. Средний
возраст мальчиков при обследовании составляет у левшей 7, у правшей 9 лет; у девочек,
соответственно, 8 и 9 лет. Следовательно, при левшестве невротическая симптоматика выражена в
более раннем возрасте. При разделении детей по возрасту до 10 лет и старше у мальчиков и девочек
левшество достоверно преобладает в дошкольном и младшем школьном возрасте по сравнению с
подростковым. У мальчиков соотношение составляет 59 и 7% (р<0,001), у девочек 48 и 20% (р<0,05),
т. е. у мальчиков левшество проходит раньше, а у девочек позже, что подтверждают данные
литературы о более раннем возрастании активности левого полушария у мальчиков.
Высокий процент левшества наблюдается у мальчиков с неврозом страха (52%), низкий у
мальчиков с обсессивным неврозом (0), что подчеркивает неодинаковую ведущую активность правого
(невроз страха) и левого (обсессивный невроз) полушарий.
Вне клинической формы невроза, отдельно вычислен индекс страхов при левшестве и
правшестве. У мальчиков он достоверно, а у девочек как тенденция, выше при левшестве. Интересно,
что страхов, отрицаемых детьми, но признаваемых родителями (т. е. вытесненных), больше при
левшестве (тенденция). Эти данные подтверждают «заинтересованность» правого полушария в
вытеснении неприятных чувств и переживаний.
Невропатия, резидуальная церебральная органическая недостаточность и упрямство (с точки
зрения родителей) не оказывают существенного влияния на левшество мальчиков. У девочек имеется
тенденция к возрастанию левшества при резидуальной церебральной органической недостаточности.
Но и тогда необходимо иметь в виду ведущую клиническую симптоматику невроза.
О преобладающем функциональном аспекте левшества говорит и факт перемены подачи руки на
правую после успешно проведенной терапии страхов и повышения общего эмоционального тонуса
детей.
Приведем несколько выписок из историй болезни детей с неврозами, относящихся как к левшам,
так и правшам с акцентом на клиническую симптоматику невроза. Объединяющими моментами во всех
наблюдениях будут несоответствие отношения родителей психофизиологическим возможностям детей,
в том числе типу темперамента, чрезмерно интенсивный объем интеллектуальных нагрузок, включая
вербальную стимуляцию, моральные запреты и предписания, излишне ранняя социализация и
рационализация чувств детей, блокирование возможностей отреагирования неприятных чувств и
переживаний, отсутствие экспрессивно насыщенных игр, непосредственности в отношениях с детьми.
В одном наблюдении девочка 7 лет из неполной семьи обнаруживает беспокойство и страхи
перед сном, которые, однако, полностью не осознаются и отрицаются в беседе с врачом. С самого
начала предпочтение отдавала левой руке, будучи повышенно эмоционально чувствительной и
впечатлительной, опережала сверстников в психическом и физическом развитии. Мать инженер,
тревожно-мнительна, чувства заменяет словами, контролирует каждый шаг дочери и требует от нее
высоких интеллектуальных достижений. Еще до школы девочка испытывала перегрузку из-за
принуждений в занятии музыкой, безупречном овладении нотной грамотой. В 1-м классе стала уставать,
появились головные боли, раздражительность и возбудимость. Бабушка со стороны матери, с
|