длительное время не ходить в школу, устранив таким образом продолжение гонки за успехом, не
приносящей чувства удовлетворения и удовольствия, и избежать дальнейшего перенапряжения нервно-
психических сил. Психогенная, по истерическому типу закрепленная, афония позволила также
исключить принудительность общения в школе, чем они в немалой степени тяготились, как и
повышенными, не свойственными им, левополушарными требованиями к речи.
Заметим, что такая форма психотерапии как игровая, проводимая в эмоционально насыщенном,
экспрессивном ключе, способна восстановить активность правого полушария. При этом нередко
происходит общее оживление эмоциональной активности, как пишет в дневнике одна из наших
пациенток с невротической депрессией и тревожно-мнительным развитием: «За последнее время
замечаю, что значительно изменилась. Как бы прозрела. Открылось четвертое измерение. Мир стал
светлее, глубже, наполнился звуками и перестал быть односторонним, серым. Грусть и беспричинная
тоска постепенно отступили. Все встало на свои места». В то же время она почувствовала, что
математические дисциплины стали даваться труднее, хотя по-прежнему у нее и были хорошие оценки. В
дальнейшем все настроилось. Речь идет о своеобразном балансе выравнивании неестественно
измененной функциональной активности полушарий, что, кстати, позволило избавиться от навязчивых
опасений и сомнений, преследовавших ее раньше.
В другом случае девочка-левша 9 лет с диагнозом «неврастения, заикание» после серии игровых
занятий написала: «Мне впервые за многие годы (а ей всего 9 лет) захотелось прыгать, бегать, кричать. А
когда напрыгалась, захотелось лечь, уснуть и ни на что не обращать внимания». Одновременно с этим
ухудшилась речь в плане заикания и ослабло болезненно заостренное отношение к оценкам в школе
(учится она на «отлично»). Произошло восстановление естественного функционального баланса
полушарий, сопровождаемое увеличением активности «блокированного» правого и снижением
гипертрофированной активности левого полушария при подчеркивании его еще во многом
физиологической (левшество) и возрастной «несвойственности» в виде временного усиления речевых
расстройств заикания. Тогда нами была успешно использована гипнотерапия с целью устранения
последствий церебрастенических (левополушарных) расстройств и восстановления функции речи.
Подобные примеры показывают необходимость учета в психотерапии рассмотренных
особенностей динамики межполушарных соотношений и последующего укрепления тонуса «я»
посредством гипнотерапии.
Вполне достаточна иногда и своевременная консультация, позволяющая самим родителям
скорригировать некоторые из сторон отношений с детьми. В этой связи следует сказать о
«правополушарном» мальчике 7 лет, посещающем год назад переполненный «нулевой класс», где уже
культивировалась гонка за оценками; вместо «дополнительных» игр были назидания, а дневной сон
числился только на бумаге, поскольку никто из детей не спал, уставая еще больше от ничегонеделания и
вынужденного сдерживания себя. В семье 4 взрослых с высшим техническим образованием болезненно
воспринимают оценки мальчика, заставляют много читать вслух, поскольку у него «не та дикция».
Заметим, что у отца с холерическим темпераментом быстрая и напряженно-сбивчивая речь; у матери с
флегматическим темпераментом речь, наоборот, медленная, вязкая, обстоятельная, что оттеняет ее
тревожно-мнительный характер. Помимо школы, мальчик с нежеланием посещает занятия по
английскому языку, и мать собирается переводить его в языковую школу. Пока же его все заставляют
неоднократно переписывать уроки, часто обрывают речь, фиксируют запинки и водят к логопеду,
который учит говорить медленно, нараспев, природно быстрого, с холерическим темпераментом
мальчика. Ухудшение его состояния (повышенная утомляемость, отвлекаемость, головные боли) и
сохранение заикания на прежнем уровне заставило родителей обратиться за консультацией.
Рекомендации были следующими: 1) обеспечить большую двигательную и эмоциональную разрядку; 2)
не ограничивать в разговоре; пусть говорит так, как хочет; не обрывать речь; 3) не заставлять читать
вслух, как и принуждать читать большое количество книг; 4) прекратить занятия английским языком,
оставить в той же школе; 5) не опекать по мелочам; 6) изменить отношение к оценкам, получаемым в
школе; спокойнее реагировать на них; 7) не требовать переписывать уроки; 8) отцу говорить, не
торопясь; 9) исключить занятия с логопедом.
Родители последовали этим советам, вместе с чем постепенно улучшилось общее состояние
мальчика и прекратилось заикание.
|